Руководство по летной эксплуатации самолета «Ф-007»

Руководство по летной эксплуатации самолета «Ф-007»

идентификационный № ЕЭВС. 03.2702,
регистрационный № RA-2289G

Разработал конструктор ВС Фефелов О.Ф.
2014 г.
Содержание:
⦁ ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
⦁ Общий вид самолета ……………………………………………………..3
⦁ Основные конструктивные особенности самолета……………………..4
⦁ Геометрические данные самолета……………………………………….4
⦁ ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
⦁ Общие ограничения условий эксплуатации……………………………6
⦁ Минимальный состав экипажа, макс. количество людей на борту……7
⦁ Общие летные ограничения………………………………………………7
⦁ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
⦁ Общие указания по расчету полета………………………………………8
⦁ Техническая подготовка к полету………………………………………..9
⦁ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА
⦁ Руление……………………………………………………………………12
⦁ Взлет……………………………………………………………………….13
⦁ Набор высоты……………………………………………………………..14
⦁ Полет………………………………………………………………………15
⦁ Снижение и выполнение посадки……………………………………….15
⦁ Карты контрольных проверок……………………………………………18
⦁ ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
⦁ Аварийные контрольные карты………………………………………….19
⦁ Пожар двигателя…………………………………………………………..20
⦁ Пожар на самолете…………………………………………………………20
⦁ Полет с неработающим двигателем………………………………………20
⦁ Полет с неработающим генератором…………………………………….21
⦁ Аварийная посадка на суше………………………………………………21
⦁ Аварийная посадка на воду………………………………………………21
⦁ Аварийное покидание самолета…………………………………………22
⦁ ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИТИКИ
6.1.1. Таблицы скоростей…………………………………………………………22
⦁ ЭСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА
⦁ Двигатель………………………………………………………………….24
⦁ Топливная система………………………………………………………..27
⦁ Система электроснабжения………………………………………………28
⦁ Система управления самолетом………………………………………….28
⦁ Шасси………………………………………………………………………28
⦁ Механизация крыла……………………………………………………….29
⦁ Пилотажно-навигационное оборудование………………………………29
⦁ Бытовое и аварийно-спасательное оборудование……………………….31

⦁ Общий вид самолета

Ф-007

⦁ Основные конструктивные особенности самолета

Самолет Ф-007 представляет собой свободнонесущий низкоплан нормальной аэродинамической схемы с поршневым двигателем ROTAX 912 ULS в передней части фюзеляжа с тянущим винтом. Винт фирмы Woodcomp SR3000/2W, изменяемого шага, деревянно-пластиковый.
Самолет имеет убирающееся шасси с носовой управляемой стойкой. Трехопорное шасси крепится на фюзеляже. Все силовые элементы и обшивка самолета выполнены из стеклопластика путем вакуумной инфузии, и рассчитаны на эксплуатационную перегрузку по планеру +4; -4. Крыло двухлонжеронное, состоит из двух консолей и крепится к фюзеляжу с помощью 5 болтов.
Кабина самолета представляет собой отсек фюзеляжа позади двигательного отсека и является однообьёмным и предназначен для размещения двух человек в ряд. Кабина имеет остекление большой площади, для посадки и высадки экипажа имеются двери, открывающиеся вверх.
Хвостовое оперение крестообразной схемы со средним расположением стабилизатора.
Для простоты транспортировки самолет разбирается на несколько легко демонтируемых элементов – фюзеляж с шасси и консоли крыла.
Система управления прямого типа, по каналу руля высоты – тяги, по каналу элеронов – тяги, по каналу руля направления – тросовая проводка.

⦁ Геометрические данные самолета

⦁ Габаритные размеры
Размах, м. 9.54
Длина, м. 6.7
Высота, м. 2.38
⦁ Крыло
Размах крыла, м. 9.54
Площадь крыла, м2 11.4
Удлинение 7.95
Сужение 1.68
Хорда корневая, м. 1.4
Хорда концевая, м. 1.0
Средняя аэродинамическая хорда, м. 1.2
Профиль крыла корневой
концевой NACA-23021
NACA-23012
Угол установки крыла, 4
Угол поперечного V крыла, 4
Геометрическая крутка крыла, 2
Угол стреловидности (по линии 1/4 хорд), 0.5
Размах элерона, м. 1.94
Относительная хорда элерона 0.18
Площадь элеронов, м2 0.35
Плечо элерона, м. 3.15
Площадь крыла обслуживаемая элеронами, м2 4.5
Угол отклонения элерона: вверх, 20
вниз, 14
Размах закрылка, м. 1.94
Относительная хорда закрылка 0.26
Площадь закрылков, м2 0.5
Площадь механизированной части крыла, м2 5.04
Угол отклонения закрылков: на взлете, 20
На посадке, 40
⦁ Горизонтальное оперение.

Размах, м. 2.38
Площадь горизонтального оперения, м2 2.15
Удлинение 2.4
Сужение 1.94
Хорда корневая, м. 1.15
Хорда концевая, м. 0.84
Плечо горизонтального оперения, м. 3.45
Угол установки горизонтального оперения, 0
Относительная хорда руля высоты 0.54
Площадь руля высоты, м2 1.6
Угол отклонения руля высоты: вверх, 30
вниз, 17
Коэффициент статической устойчивости, Аго 0.49
⦁ Вертикальное оперение.
Высота, м. 1.54
Площадь, м2 1.35
Удлинение 1.57
Сужение 1.38
Плечо вертикального оперения, м. 3.5
Площадь руля направления, м2 0.92
Угол отклонения руля направления: влево, 25
вправо, 25
Коэффициент статической устойчивости, Вво 0.045
⦁ Фюзеляж.
Длина, м. 6.7
Ширина, м. 1.2
Высота, м. 1.25
Количество мест (включая места пилотов) 2
Количество проемов для аварийного покидания
и их габариты 2
0.67х0.72
⦁ Шасси.
База, м. 2.15
Колея, м. 2.2
Вынос основных колес относительно носка САХ, м. 0.4
Размер основных колес, 400х120
Размер носового/ 400х100
Тип амортизации рессорная

⦁ ОБЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
⦁ Общие ограничения условий эксплуатации

Допускается эксплуатация в светлое время суток по правилам визуальных полетов в зоне аэродрома, по воздушным трассам МВЛ и заданным маршрутам, на эшелонах и ниже нижнего эшелона в зоне перекрытия радиосвязью УКВ диапазона над равниной, холмистой и горной местностью с превышением над уровнем моря до 3500 м.
Самолет предназначен для демонстрационных полетов, учебно-тренировочный, для авиа туризма и других полетов не акробатического применения. При выполнении полетов разрешены любые маневры, необходимые для осуществления нормального полета, при которых угол крена не превышает 60 градусов и воздушная скорость 280 км/ч.

Метеорологический минимум для взлета и посадки:
высота нижней границы облаков, м …………… 100
видимость, м ……………………………………. 1000
Максимальная допустимая высота полета, м (если нет кислородного оборудования) 3600
Высота аэродрома над уровнем моря……………………….. 1500 м
Температура наружного воздуха на аэродроме, ºС ………… +38;-30
Влажность при температуре +38 ºС ………………………… 100
Максимально допустимые значения встречной составляющей скорости ветра при взлете и посадке……….
18 м\с
Максимально допустимые значения боковой составляющей скорости ветра при взлете и посадке…………………………
8 м\с
Максимально допустимые значения попутной составляющей скорости ветра при взлете и посадке…………
3 м\с

Используются аэродромы с искусственным (классов А, Б, В, Г, Д, Е) и с грунтовым покрытием при условиях:
Плотность грунта 2 кг/см
Состояние ВПП, сухая, влажная

ВНИМАНИЕ! ПОЛЕТ В ЗОНЕ ГРОЗОВОЙ АКТИВНОСТИ И ОБЛЕДЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ВБЛИЗИ МОЩНО-КУЧЕВЫХ И КУЧЕВО-ДОЖДЕВЫХ ОБЛАКОВ — ЗАПЕЩЕН!
Радиус разворота самолета при движении в режиме руления (скорость руления 5-10 км/ч): 3 метра.

Ограничения по силовой установки

Производитель двигателя: ROTAX
Тип двигателя: Rotax 912
ТЕМПЕРАТУРА (˚С)
температура головки цилиндров (CHT); мин., рабочая, макс. 80, 110, 120
температура выхлопных газов (EGT); норм., макс. 650-885; 900
макс. разница температуры выхлопных газов 30
температура охлаждающей жидкости (ВОДЫ) (мин., макс.): 50; 120
температура масла (мин., норма, макс.): 50; 90-110; 140
давление масла (мин., макс.), бар (psi): 1.0 , 6.0
(14,5; 87.0)
ОБОРОТЫ (об/мин)
максимальные обороты двигателя 5500
кратковременно не более 5 мин 5800
проверку магнето производить на оборотах 4000
максимальное падение оборотов при работе на одном магнето не более 300

ТОПЛИВО И МАСЛА
Рекомендованное топливо неэтилированный высокооктановый бензин супер, класс 87 и выше без добавок этанола
Также разрешается использовать этилированный* или
авиационный бензин 100 LL*
Рекомендованное масло API SJ SAE 10W-50
Объём масла около 3 кварт проверяется щупом

Уменьшает жизнь двигателя. Если вы вынуждены использовать этот вид топлива, необходима замена масла в двигателе через каждые 50 часов налета. Пожалуйста, проконсультируйтесь с производителем, какой тип масла необходимо использовать при эксплуатации этилированного или авиационного бензина 100 LL.

ВАЖНО! Четырёхтактные двигатели должны эксплуатироваться только на неэтилированном топливе, так как отложение свинца внутри двигателя сокращает его срок эксплуатации. Если вы не можете использовать неэтилированный бензин, убедитесь, что масло в двигателе и масляный фильтр меняются через каждые 50 часов наработки.
ПРИМЕЧАНИЕ! Не допускается, в соответствии с рекомендации Rotax, использование топлива, содержащего спиртовые или эфирные присадки.
⦁ Минимальный состав экипажа, максимальное количество людей на борту
Разрешается выполнение полета при минимальном составе экипажа самолета
состоящего из одного пилота.
При выполнении полетов на борту самолета не может находиться более двух человек. Количество привязных ремней соответствует нахождению на борту самолета не более двух человек.

⦁ Общие летные ограничения
Максимальные размеры груза в багажном отсеке — не более:
Длина 1м
Ширина 0.5
Высота 0.4

ЗАПРЕЩАЕТСЯ! перевозить опасные грузы, багаж с выступающими острыми кромками, сыпучие материалы без соответствующей упаковки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ! перевозить в багажном отсеке груз не закрепленный багажной сеткой
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Полет с массой и центровкой, выходящими за допустимый диапазон.
Перевозка груза и багажа на пассажирском кресле.
Перевозка пассажиров в багажном отсеке.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО МАССЕ
Масса пустого самолета, кг с убирающимися шасси
с не убирающимися шасси 350 380
Максимальная рулежная масса, кг 720
Максимальная взлетная масса, кг 720
Максимальная посадочная масса, кг 720
Максимальная масса топлива, кг 62 (80л)
Максимальная полезная нагрузка , кг 278
Максимальная масса груза в багажнике, кг 30
Максимальная полетная масса, кг 720

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЦЕНТРА МАСС (ЦМ)
Предельно допустимое значение передней центровки на взлете, в полете и при посадке, % САХ 24
Предельно допустимое значение задней центровки на взлете, в полете и при посадке, % САХ 30
ОГАНИЧЕНИЯ ПО МАНЕВРИРОВАНИЮ
Допускается выполнение виражей с креном — не более 60.
Выполнение фигур сложного, высшего пилотажа и штопора на самолете ЗАПРЕЩЕНО!

ДОПУСТИМЫЕ МАНЕВРЕННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ В ПОЛЕТЕ
Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка: +4;-4
Перегрузка по работоспособности двигателя: -0.5
⦁ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
⦁ Общие указания по расчету полета
Перед каждым полетом пилот должен убедиться в том, что:
⦁ количество заправленного топлива достаточно для выполнения предстоящего полета с учетом АНЗ;
⦁ вес и центр масс находится в допустимых границах;
⦁ по размерам ВПП обеспечена необходимая взлетная дистанция в зависимости от веса.
Пилот должен иметь расчет времени, пути и расхода топлива по этапам полета, а также расчет максимальной дальности рубежа возврата.

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА.
Для определения потребного количества топлива, расчета веса и центра масс, а также расчета времени, пути и расхода топлива по этапам и рубежа возврата используются крейсерские характеристики раздела 7 «Летные характеристики». Потребное количество топлива определяется исходя из поставленной задачи на полет с использованием таблицы «Крейсерские характеристики». Отдельно рассчитывают по этапам полета:
⦁ расход топлива на запуск, прогрев, руление и взлет;
⦁ расход топлива в наборе высоты;
⦁ расход топлива в крейсерском полете;
⦁ расход топлива на снижение;
⦁ аэронавигационный запас;
⦁ не вырабатываемый остаток топлива составляет 1 кг.
В результате сложения расходов топлива по этапам, определенных по таблицам и графикам, получим общий расчетный расход топлива, расчетное время и дальность.
Для расчета полета необходимо иметь данные:
⦁ распределение ветра по высотам полета;
⦁ направление и скорость ветра на аэродромах;
⦁ параметры летной полосы и подходов к аэродрому.
Эти данные необходимо получить в диспетчерской и метеорологической службах аэродрома вылета.
⦁ Техническая подготовка к полету
⦁ Общие указания
Перед началом работ по технической подготовке к полету необходимо проверить наличие колодок под основными колесами шасси, наличие противопожарных средств около самолета и отсутствие посторонних предметов на стоянке самолета.
Действие экипажа перед посадкой в самолет: осмотреть стоянку на предмет отсутствия посторонних лиц и предметов, провести внешний осмотр самолета.

ВНИМАНИЕ! Перед осмотром самолета убедитесь, что выключатели зажигания — в положении «ОТКЛ».

Осмотр производится с левой стороны капота и продолжают по часовой стрелке.
Отойдя на 5-10 метров проверить отсутствие видимых деформаций крыла, фюзеляжа, рессор шасси, обжатие колес шасси.
При внешнем осмотре самолета и проверьте:
Воздушный винт — не поврежден (отсутствие забоин, трещин, сколов, вмятин), болты крепления законтрены.
Моторама двигателя — не повреждена (отсутствие трещин, деформаций), нет следов подтекания ГСМ, люфты отсутствуют.
Двигатель — воздушный фильтр и карбюраторы закреплены, трубопроводы и шланги не повреждены, колпачки свечей и провода не повреждены, пружины крепления глушителя на месте, трещины и прогары на глушителе отсутствуют, болты крепления законтрены. Закреплен носовой кок винта.
Отсутствие посторонних предметов в воздухозаборнике и выхлопных патрубках.
Проверить уровень масла и антифриза. После осмотра закрыть капот и проверить надежность его закрытия.
Крыло — не повреждено, нет деформаций, ход элеронов соответствует нормальному, легкость хода.
Закрылок – надежность крепления, ход соответствует нормальному, легкость хода.
Центроплан, капот фюзеляжа, остекление — не повреждены (отсутвуют забоины, трещины).

Схема внешнего осмотра самолета перед вылетом:
Ф-007

Покрышки колеса — не повреждены, обжатие покрышек колес нормальное (15-20 мм).
Шасси — рессора и крепление не повреждены (трещины). Закреплены обтекатели шасси. Давление в колесах основных стоек 2,2 кг/см кв, переднего 2,0 кг/см кв .
Стояночное положение самолета — деформация рессор шасси одинакова.
Приемник воздушного давления — чехол снят, ПВД не засорен.
Заправочная горловина топливных баков — закрыта, законтрена, заправка самолета соответствует заданию.
Хвостовая часть фюзеляжа — повреждений нет, посторонних предметов нет.
Киль — не поврежден.
Руль направления — не поврежден, люфты в креплениях отсутствуют, отклонения заданные, троса не повреждены, болты зашплинтованы.
Стабилизатор — не поврежден.
Руль высоты — не поврежден, люфты в креплениях отсутствуют, отклонения заданные.
Носовое колесо — не повреждено, рессора, троса управления исправны.
⦁ Осмотр кабины самолета и подготовка к запуску двигателей

Перед посадкой в кабину проверьте отсутствие посторонних предметов в кабине.
После посадки в кабину ЗАСТЕГНИТЕ И ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ и проверьте:
• ремни членов экипажа — застегнуты и отрегулированы;
• члены экипажа проинструктированы о поведении в аварийной ситуации и порядке открытия дверей;
• рули и РУС – освобождены от стопоров;
• ход педалей и ручки управления самолетом — легкость и правильность отклонения рулей;
• рычаги управления двигателем — легкость и надежность фиксации;
• передняя дверь кабины — замки закрыты;
• задняя дверь кабины — замки закрыты;
• стрелки высотомера — установите на ноль;
• показания компаса — проверьте;
• правильность показаний топливомера — проверьте;
• топливные краны — открыты.

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ

⦁ Убедиться в отсутствии людей и предметов вблизи самолета, колодок под колесами.
⦁ Выключатели зажигания в положении «ОТКЛ»;
⦁ Открыть «Стоп-кран».
⦁ На приборной доске включите:
⦁ «Сеть» общее питание;
⦁ Питание приборов контроля работы двигателя
⦁ Питание радиостанции
Проверить:
⦁ стрелки приборов — в исходном положении;
⦁ показания топливомера ( левого, правого баков);
⦁ напряжение в сети ;
⦁ работу радиостанции — на рабочей частоте запросите РП запуск;
⦁ стояночный тормоз в положение — включен;
⦁ РУД в положение — 2/3 хода;
⦁ подать команду «От винта !»
⦁ получив ответ «Есть от винта» включить зажигание и нажать кнопку «Запуск»
⦁ после работы двигателя в течении 1-1,5 минут установить РУД в положение МГ (малый газ) на 900 –1000 об/мин.
⦁ Убедиться, что давление масла составляет 2-4 кг/см кв.
⦁ при достижении температуры двигателя до 60 ºС увеличить обороты двигателя до 2000 об/мин и продолжить прогрев до 80 ºС.
⦁ Установить максимальные обороты. Проверить устойчивость работы двигателя. Плавно перевести РУД в положение МГ, проверить работу генератора.
⦁ Плавно перевести РУД в положение МАКС. Проверить приёмистость двигателя.
⦁ Подготовка к выруливанию

Перед началом руления убедитесь:
⦁ в нормальной работе двигателей,
⦁ в нормальной работе приборов контроля работы двигателя;
⦁ в нормальной работе радиосвязного оборудования;
⦁ Выпустить закрылки во взлетное положение 20º
⦁ Запросить разрешение на выруливание.

ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ
⦁ Осмотреться: нет ли помех и посторонних лиц вокруг самолета;
⦁ Перевести РУД в положение «МАЛЫЙ ГАЗ»
⦁ Подать технику команду «УБРАТЬ КОЛОДКИ»
⦁ Проверить выпуск закрылков во взлетное положение 20º визуально на левой и правой консоли крыла, проконтролировать положение рычага выпуска закрылков.
⦁ Проверить работоспособность тормозов:
⦁ Увеличить обороты двигателя до начала движения, задействовать тормоза- самолет должен остановиться и удерживаться тормозами на месте.
⦁ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА
⦁ Руление
⦁ Общие указания
Руление на самолете разрешается выполнять при следующих условиях:
⦁ после выполнения предполетного осмотра самолета;
⦁ технического контроля систем и оборудования;
⦁ опробования и прогрева двигателей;
⦁ скорость ветра соответствует допустимой для самолета.
⦁ убедившись, что по всему маршруту руления отсутствуют препятствия, люди, техника и движущиеся воздушные суда, перед началом руления выполнить контрольные проверки по Приложению «Карты контрольных проверок». После выполнения проверок и получения разрешения на руление необходимо:
⦁ осмотреть пространство перед самолетом в направлении руления;
⦁ подать технику команду «ОТ САМОЛЕТА»;
⦁ отпустить тормоза (растормозить колеса);
⦁ увеличить режим работы двигателей до начала движения.
⦁ Режимы руления
После страгивания скорость руления 5-10 км/ч.
При рулении по вязкому, неровному грунту, необходимо держать повышенную скорость.
Воздушная струя от винтов на рулении по аэродрому, не представляет опасности для окружающих предметов и людей. Необходимо избегать разворота самолета хвостом к строениям, людям и самолетам с высокими оборотами двигателя.
Управление разворотом на рулении выполняется отклонением педали в сторону поворота.
⦁ Взлет
Перед выполнением взлета необходимо выполнить все операции, предусмотренные разделами «На предварительном старте» и «На исполнительном старте» Карты контрольных проверок.
ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ НА ВПП
Запросить руководителя полетов разрешения занять полосу.
Осмотреться: нет ли помех впереди, слева, справа, не заходит ли самолет на посадку; проверить:
⦁ показании приборов, контролирующих работу двигателя;
⦁ температура двигателя — не менее 60 град;
⦁ замки дверей закрыты.
⦁ Проверить выпуск закрылков во взлетное положение 20º визуально на левой и правой консоли крыла, проконтролировать положение рычага выпуска закрылков.
⦁ Нормальный взлет с ИВПП и ГВПП
Вырулите на ВПП, порулить по прямой 10-15 м, затормозить самолет до полной остановки. Перед взлетом выполните контрольную карту «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ».
Осмотритесь, наметьте ориентир для взлета, запросите у РП разрешения на взлет. Получив разрешение на взлет, направьте взгляд на ориентир, имея в поле зрения ВПП, видимые части кабины самолета и капота, РУС нейтрально, растормозите колеса, плавно увеличьте обороты двигателя до максимальных, начинайте разбег, выдерживая направление разбега педалями на выбранный ориентир. При разбеге самолета обращайте внимание на:
⦁ плавность увеличение оборотов двигателя;
⦁ выдерживании направления;
⦁ определение момента подъема переднего колеса самолета;
⦁ контролируйте работу двигателя на слух.
После достижения скорости 40 км/ч плавно отклоните ручку управления на себя для подъема носовой опоры. На 50 км/ч отклонить РУС на необходимую величину для взлетного положения, зафиксируйте РУС это положение и сохраняйте его до отрыва самолета. Тенденции к развороту парируйте соответствующим отклонением педалей.
Во время разбега в двухточечном положении, обращайте внимание на:
⦁ сохранение взлетного положения самолета;
⦁ выдерживание направления;
⦁ определение момента отрыва самолета от земли;
⦁ контролируйте работу двигателя на слух.
При скорости 80-90 км/ч самолет отделяется от земли. После отрыва переведите взгляд на землю (влево от продольной оси самолета под углом 20º и вперед на 20-25 м). На высоте 1 м, в горизонтальном полете, выполните разгон самолета для достижения скорости 120 км/ч, переведите самолет в набор на высоте 20 м плавно убрать закрылки.
⦁ Взлет с боковым ветром
При взлете с боковым ветром с самого начала разбега ручку управления необходимо незначительно отклонить в наветренную сторону, откуда дует ветер, с целью сохранения равномерной нагрузки на колеса шасси и избежание крена на разбеге и ухода с направления.
Направление при разбеге с боковым ветром, особенно со взлетным углом, необходимо удерживать педалями, не допуская разворота самолета против ветра. Не следует заранее нажимать на педаль, противоположную отклонению ручки управления, т.к. это может вызвать разворот самолета по ветру. Однако при малейшем развороте самолета необходимо действовать педалями без замедления и энергично. По мере нарастания скорости и возрастания эффективности элеронов, ручка управления постепенно возвращается ближе к нейтральному положению с тем, чтобы не допустить отрыва самолета от земли с одного колеса с креном.
По мере роста эффективности руля направления отклонение уменьшать для сохранения направления по оси ВПП.
После отрыва самолета, убрать крен и чтобы не допускать сноса с взлетного курса, взять поправку на угол сноса.
⦁ Взлет с попутным ветром

Взлет с попутным ветром выполняется аналогично нормальному взлету
Отрыв самолета производится на скорости на 10 км/ч выше, чем при нормальном взлете. Особенностью взлета является необходимость более координированных отклонений РН на разбеге. Подъем носового колеса при разбеге производить на скорости 70 км/ч.
⦁ Набор высоты
Набор высоты производите на скорости 110-140 км/ч и режиме работы двигателя «Максимальный» при этом частота вращения не должна превышать 5800 об/мин. Контролировать температуру двигателя, она не должна превышать 110 °С. На безопасной высоте (не менее 100 м) убрать и законтрить шасси.
В наборе высоты скорость контролируйте по прибору. Крены контролируйте визуально но положению капота самолета относительно горизонта. Направление контролируйте по ориентирам и показаниям компаса и навигатора.
⦁ Развороты в наборе высоты
Перед вводом самолета в разворот определите необходимую величину угла разворота и наметьте ориентир для вывода.
ПРИМЕЧАНИЕ: первый разворот после взлета производите на высоте не менее 100м. Уменьшить обороты двигателя до номинальных, необходимых для ГП.
Осмотрите воздушное пространство в сторону предполагаемого разворота, сохраняя скорость 120 км/ч, плавным и координированным отклонением ручки управления и педалей введите самолет в разворот с креном 15 º.
При вводе в разворот следите за:
⦁ сохранением скорости;
⦁ сохранением угла тангажа (по взаимному положению капота и линии горизонта);
⦁ координацией действий рулями управления, не допуская скольжения («шарик» должен находиться в центре).
По достижении заданного угла крена (рекомендуемый угол крена в наборе высоты 15º) небольшими движениями педалей и ручки в сторону, противоположную развороту, прекратите дальнейшее его увеличение и сохраняйте данный угол набора и крена постоянным в процессе всего разворота, а также сохраняйте постоянной угловую скорость разворота.
В установившемся развороте обращайте внимание на:
⦁ сохранение скорости;
⦁ сохранение заданного угла крена и угловой скорости разворота;
⦁ сохранение заданного угла тангажа (положения капота относительно горизонта);
⦁ отсутствие скольжения по положению «шарика» в центре;
⦁ контроль воздушного пространства в направлении выполняемого разворота;
⦁ определение момента начала выхода из разворота.
В развороте контролируйте параметры работы двигателя. За 10-15 градусов до намеченного ориентира координированным отклонением педали и ручки в сторону, противоположную развороту, выводите самолет в прямолинейный полет
⦁ Полет
⦁ Режимы крейсерского полета
По достижении заданной высоты переведите самолет в горизонтальный полет, а после разгона до заданной скорости Vпр=120-240 км/ч затяжелить винт и задросселируйте двигатель до оборотов, обеспечивающих горизонтальный полет на этой скорости. Оптимальная скорость горизонтального полета составляет 120-220 км/ч., в горизонтальном полете постоянно следите за параметрами работы силовой установки:
обороты 4000-5500 об/мин (для крейсерской скорости).
Выполняя горизонтальный полет, постоянно осуществляйте круговой обзор, соблюдайте правила визуального полета (ПВП) на всех его этапах.

⦁ Снижение и выполнение посадки
⦁ Общие указания
При входе в зону аэродрома посадки, установите на высотомере барометрическое давление аэродрома посадки, полученное по информации УВД. Перед переводом самолета на снижение выпустить и законтрить шасси, проверить, что зеленые лампочки горят, переведите винт на малый шаг, в горизонтальном полете осмотрите воздушное пространство впереди и ниже себя.
Для перевода самолета на снижение плавно отдайте ручку от себя, создайте самолету угол, обеспечивающий заданную вертикальную скорость снижения до высоты 100м скорость снижения не более (- 4 — -5) м/с, на предпосадочном планировании ниже высоты 100 м скорость снижения — не более (-3 м/с), зафиксируйте этот угол, выдерживайте скорость полета не более 150 км/ч соответствующим режимом работы двигателя и углом планирования. При длительном снижении (особенно в холодное время года) не допускайте снижение температуры двигателя ниже 60°С, периодически «прожигайте свечи» — переводите на 5-10 с двигатель на номинальный режим (при этом временно уменьшайте угол планирования во избежание разгона скорости).
Скорость полета на предпосадочном снижении не должна быть менее 120 км/ч в полетной конфигурации и 110 км/ч в посадочной при выпущенных закрылках на 40º .
⦁ Разворот на снижении (планировании)
Спираль на снижении выполнять с углом крена до 45º. Перед вводом в снижение с разворотом наметьте ориентир (курс) вывода, осмотрите воздушное пространство в направлении разворота, обратив особое внимание на нижнюю полусферу. Переведите самолет на снижение убрав РУД на МГ, установив необходимые параметры прямолинейного снижения, затем координированным отклонением руля направления и элеронов создайте и зафиксируйте угол крена, сохраняя при этом угол снижения и скорость не более 180 км/ч (регулируется перемещением РУД). Внимание распределяйте таким же образом, как и при выполнении разворота в горизонтальном полете, однако в большей степени следите за высотой и скоростью снижения, не допускайте непроизвольного роста скорости, угла крена и перегрузки, следите за температурой головок цилиндров.
Если до ориентира, намеченного для вывода из разворота, осталось 10-15º, а заданная высота еще не достигнута, элеронами и рулем направления уберите крен и продолжайте прямолинейное снижение с новым курсом до достижения заданной высоты. Если же Вы снизились до заданной высоты, не развернувшись на необходимый угол, увеличьте обороты двигателя до необходимых для поддержания заданной скорости, после чего, взятием ручки на себя, прекратите снижение и выполняйте разворот в горизонтальном полете до достижения курса вывода из разворота на скорости не менее 120 км/ч.
⦁ Заход на посадку
На третьем развороте запросить разрешение РП о заходе на посадку, получив разрешение выполнить третий разворот в направлении полосы на скорости 140 км/ч со снижением.
Выпустить закрылки в посадочное положение 40º с гашением скорости до 120 км/ч.
При подходе к створу полосы выполнить четвертый разворот. На посадочной прямой скорость полета 110-120 км/ч и продолжая снижение с вертикальной скоростью 2-3 м/с осуществите выход в створ посадочной полосы на удалении от ВПП 1 км и высоте полета не менее 100м.
Доложить руководителю полетов о готовности к посадке, получив разрешение на посадку продолжить снижение или горизонтальный полет в створе ВПП, взяв угол сноса на ветер с таким расчетом, чтобы направление движения самолета было строго по оси ВПП.
На удалении 1 км переведите самолет на предпосадочное планирование, сохраняйте скорость 110 км/ч и скорость снижения около 2-3 м/с. Расчет на посадку выполняйте в точку начала выравнивания. Снижайтесь в точку начала выравнивания, вынесенную относительно заданной точки приземления на 50-70 м. Точность расчета определяйте по направлению глиссады планирования относительно точки начала выравнивания. Расчет с недолетом исправляется увеличением оборотов двигателя и уменьшением угла планирования, при этом скорость полета сохраняется 110 км/ч.
При значительном недолете расчет исправляется проходом в горизонтальном полете с контролем скорости не менее 110 км/ч и увеличение оборотов до потребных, вплоть до максимальных.
Расчет с перелетом исправляется увеличением угла планирования с одновременным уменьшением оборотов двигателя при сохранении скорости полета 110 км/ч.
ПРИ ЭТОМ НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО СКОРОСТЬ СНИЖЕНИЯ И УГОЛ ПЛАНИРОВАНИЯ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ, ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСАДКИ.
Если исправить расчет на посадку до высоты 30 м не удалось или есть сомнения в безопасности выполнения посадки, необходимо уйти на второй круг.
Уход на второй круг возможен из любой точки траектории вплоть до момента касания ВПП.
⦁ Посадка
До высоты 30 м убедиться в точности расчета и отсутствии препятствий на полосе, на высоте 20 м проконтролируйте скорость планирования (120 км/ч), переведите взгляд на землю с левой стороны капота вперед и в направлении снижения под углом 10-15º. Следите за расстоянием до земли, постоянством угла планирования и сохранением направления, отсутствием кренов и сноса. С высоты 4-5 м начинайте выравнивание самолета, одновременно с началом выравнивания плавно уменьшите обороты двигателя с таким расчетом, чтобы к моменту приземления режим работы двигателя соответствовал режиму «МАЛЫЙ ГАЗ». Выравнивание закончите на высоте 0,75-1 м. В процессе выравнивания взгляд должен скользить, по посадочной поверхности и быть направлен вперед на 20-25 м и под углом 20º влево от продольной оси самолета. На выравнивании следите за:
⦁ плавным уменьшением расстояния до земли;
⦁ плавным, соразмеренным уменьшением оборотов двигателя;
⦁ отсутствием крена и постоянством угла сноса и движения с углом сноса по оси ВПП;
⦁ выдерживанием направления по оси ВПП.
В процессе предпосадочного выдерживания, по мере дальнейшего снижения самолета, создавайте ему посадочный угол, соответствующий двухточечному положению положению, аналогичному взлетному. При этом не допускайте взмываний, плавно добирайте ручку « НА СЕБЯ » так, чтобы приземление самолета произошло с высоты 10-15 см на два колеса РУС в момент приземления задержать.
В МОМЕНТ КАСАНИЯ РУС НЕ ОТДАВАТЬ «ОТ СЕБЯ!»
Самолет приземляется на скорости 90 км/ч.
Не изменяйте режим работы двигателей («малый газ»), убедитесь в том, что пробег устойчив, отклонения но направлению отсутствуют.
Торможения после посадки практически не требуется.
При необходимости на скорости не более 45 км/ч импульсными движениями тормозных гашеток осуществите торможение, причем периоды торможения (1-1,5 с) должны чередоваться с периодами растормаживания колес (2-Зс) во избежание зарывания колес самолета в грунт на ГВПП и чрезмерного износа колес из-за возникновения юза на ИВПП. Стремление самолета к развороту парируйте отклонением педали.
ВНИМАНИЕ:
⦁ при встречном ветре 10 м/с планирование после 4-го разворота и заход на посадку выполнять, при скорости планирования не менее 120 км/ч.
⦁ Посадка с боковым ветром
При планировании на посадку с боковым ветром увеличьте скорость планирования до 120 км/ч, появившийся снос устраняйте взятием угла сноса против ветра, а от разворота вследствие крена удерживайте самолет отклонением руля направления и элеронов. На выравнивании и во время выдерживания, плавно создавая посадочный угол самолету, одновременно движением педалей уберите угол сноса.
При сильном боковом ветре, на выравнивании и выдерживании сохраняйте угол сноса, энергично уберите угол сноса плавным и координированным движение педалей перед самым касанием ВПП с тем, чтобы не допустить бокового удара колес о ВПП.
После касания колес быстро, но плавно отдать РУС полностью от себя и немедленно примите меры по сохранению направления и удержанию самолета в пределах ВПП. Отклонением управляемого носового колеса и тормозами колес удерживайте самолет на оси ВПП. При сильном боковом ветре необходимо как можно быстрее затормозить самолет после посадки до скорости руления.
⦁ Уход на второй круг
Уход на второй круг возможен с любой высоты вплоть до момента касания посадочной поверхности при приземлении.
Приняв решение об уходе на второй круг:
⦁ продолжать выполнять действия, соответствующие тому этапу полета, на котором принято решение об уходе на второй круг, сохраняя скорость;
⦁ перевести РУД плавно (за 1-2 секунды) в положение максимальной мощности;
⦁ плавно перевести самолет в горизонтальный полет, при этом не отвлекать внимание от ВПП, скользить взглядом по поверхности земли, как при посадке;
⦁ на скорости не менее 110 км/ч плавно переведите самолет в набор высоты, не допуская скольжения, кренов и уменьшения скорости;
⦁ далее действуйте, как при выполнении набора высоты после нормального взлета;
доложить РП об уходе на второй круг.
⦁ Останов двигателя после руления

Перед остановкой двигателя:
⦁ «прожечь» свечи на оборотах 3000-3500 об/мин — 3-5с. При заторможенных колесах;
⦁ РУД перевести на себя в положение «МАЛЫЙ ГАЗ»;
⦁ радиостанцию выключить;
⦁ выключить тумблеры «Зажигание».

⦁ Карты контрольных проверок

КАРТА КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ
⦁ Выключатели зажигания в положении — «ВЫКЛ».
⦁ На приборной доске включить АЗС:
⦁ «СЕТЬ»;
⦁ «ГЕНЕР.»,
⦁ «РАДИОСТ»;
Проверьте:
⦁ стрелки приборов — в исходном положении;
⦁ показания топливомеров;
⦁ работу радиостанции — на рабочей частоте запросите РП.
Установите:
⦁ пожарный кран в положение — открыт;
⦁ РУД в положение малый газ.

КАРТА КОНТРОЛЬНОГО ОСМОТРА ПЕРЕД ВЫРУЛИВАНИЕМ
⦁ Проверьте показания приборов силовой установки:
⦁ Обороты двигателя, об/мин – 3800 проверить оба магнето;
⦁ ГЕНЕРАТОР (включение) — проверьте;
⦁ Привязные ремни одеты;
⦁ ЗАМКИ ДВЕРЕЙ (надежность закрытия) — проверьте;

КАРТА КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ
⦁ Винт на малый шаг;
⦁ Высотомер (давление аэродрома выставлено) — на нуле;
⦁ Закрылки (взлетное положение) — установите;
⦁ Включить аварийный радиомаяк;
⦁ Параметры работы двигателя — в норме;
⦁ Разрешение на взлет — получите;

КАРТА КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ В КРЕЙСЕРСКОМ ПОЛЕТЕ
⦁ Шасси убрано законтрено;
⦁ Необходимый режим работы двигателя — установите;
⦁ Радиосвязь со службой УВД — поддерживайте;
⦁ Скорость, высоту и курс — выдерживайте;
⦁ Равномерность выработки топлива из обоих баков и количество топлива —
контролируйте;
⦁ Визуальную ориентировку — ведите;
⦁ Воздушное пространство — осматривайте.

КАРТА КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРЕД ПОСАДКОЙ
⦁ Шасси выпустить, законтрить, проверить, что зеленые лампы горят;
⦁ Винт перевести на малый шаг;
⦁ Условия посадки от службы УВД — получите
⦁ Давление аэродрома на высотомере на эшелоне перехода — установите;
⦁ Закрылок в посадочное положение — переведите;
⦁ Скорость снижения — выдерживайте;
⦁ Работу двигателя — контролируйте;
⦁ Скорость захода — установите;

КАРТА КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОСЛЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
⦁ Выключатели зажигания — выключить;
⦁ Пожарный кран — закрыть;
⦁ АЗС на приборной доске – выключить;
⦁ Аккумулятор — отключить;
⦁ Выключить аварийный радиомаяк.

⦁ ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

⦁ Аварийные контрольные карты

Отказ двигателя в полете

⦁ перевести самолет на снижение;
⦁ не допуская снижения скорости менее 120 км/ч;
⦁ при высоте полета более 500 м выполнить попытку запуска двигателя в воздухе;
⦁ если двигатель запустить не удалось или невозможно это выполнить из-за малой высоты, то произвести посадку на аэродром или на площадку подобранную с воздуха;
⦁ доложить диспетчеру УВД или РП
⦁ если есть возможность и время, выпустить закрылки, не допуская падения скорости менее 110 км/ч
⦁ не создавать крена более 15 градусов и вертикальной скорости снижения более 2-3 м/с
⦁ расчет на посадку выполнять с перелетом, посадку на скорости не менее 100 км/ч
⦁ Пожар двигателя
Признаки:
⦁ появление дыма или пламени в районе двигателя.
Действия:
⦁ выключатели зажигания …установить в положение «ОТКЛ.»;
⦁ пожарный кран — закрыть;
⦁ на панели АЗС — выключить;
⦁ срочно произвести вынужденную посадку на площадку подобранную с воздуха;
⦁ энергично покинуть кабину.
⦁ Пожар на самолете в полете
Признаки:
⦁ появление пламени, дыма или запаха гари в кабине самолета.
Действия:
⦁ приступить к экстренному снижению;
⦁ установить очаг пожара;
⦁ применить бортовой огнетушитель для ликвидации пожара;
⦁ для удаления дыма из кабины необходимо полностью открыть вентиляцию. В критической ситуации при возникновении большой задымленности, снизить скорость до 120 км/час и открыть фонарь пилота, придерживая от удара;
⦁ если пожар на самолете ликвидировать наличными средствами не удалось, необходимо срочно произвести вынужденную посадку на площадку подобранную с воздуха;
⦁ после посадки энергично покинуть кабину.

⦁ Полет с неработающим двигателем

⦁ перевести самолет на снижение;
⦁ не допуская снижения скорости менее 120 км/ч;
⦁ при высоте полета более 500 м выполнить попытку запуска двигателя в воздухе;
⦁ если двигатель запустить не удалось или невозможно это выполнить из-за малой высоты, то произвести посадку на аэродром или на площадку подобранную с воздуха;
⦁ доложить диспетчеру УВД или РП
⦁ если есть возможность и время, выпустить закрылки, не допуская падения скорости менее 110 км/ч
⦁ не создавать крена более 15 градусов и вертикальной скорости снижения более 2-3 м/с
⦁ расчет на посадку выполнять с перелетом, посадку на скорости не менее 100 км/ч

⦁ Полет с неработающим генератором

Признаки:
⦁ Падение напряжения по вольтметру менее 12.5 В.
Действия:
⦁ если напряжение сети менее 12.5 вольт продолжить полет с использованием питания от аккумулятора;
⦁ при полете по маршруту выключить обогрев ПВД, АНО, передатчик радиостанции включать на передачу кратковременно при необходимости;
⦁ при полете в районе аэродрома прекратить задание и произвести посадку.

ПРИМЕЧАНИЕ: Аккумуляторная батарея может обеспечить питание всех потребителей электроэнергии при отказе генератора в течение не более 1 часа.

⦁ Аварийная посадка на суше

При выполнении посадки на сухопутную площадку, подобранную с воздуха необходимо принять решение выпускать шасси или садиться с убранным. Посадка с выпушенным шасси возможна только на ровную поверхность без ям и препятствий, в остальных случаях убрать шасси и выполнить:
⦁ расчет па посадку выполняйте против ветра с небольшим избытком высоты, уточняя её «змейкой», скольжением;
⦁ выравнивание начинайте на высоте 3-5 м;
⦁ посадку стараться произвести на минимально возможной скорости;
⦁ всеми средствами избегайте лобового удара о препятствия за счет маневрирования в боковой плоскости;
После посадки:
⦁ после остановки самолёта энергично покинуть кабину;
⦁ пользуясь средствами связи, сообщить на ближайший аэродром, службе УВД или местным органам власти о времени и месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, воздушного судна и о необходимой помощи.

⦁ Аварийная посадка на воду

При выполнении посадки на воду, необходимо убрать шасси и держаться максимально ближе к берегу, выполнить:
⦁ пользуясь средствами связи, сообщить на ближайший аэродром, службе УВД, расчет па посадку выполняйте против ветра с небольшим избытком высоты, уточняя её «змейкой», скольжением;
⦁ выравнивание начинайте на высоте 3-5 м;
⦁ посадку стараться произвести на минимально возможной скорости, исключая клевок самолета в воду;
⦁ После посадки энергично покинуть кабину и плыть в сторону берега.
⦁ Аварийное покидание самолета

При аварийном покидании самолёта необходимо выполнить следующие действия:
⦁ проверить на приборной доске все электрические выключатели — «Выключено», пожарный кран «Закрыт»;
⦁ привязные ремни расстегнуть;
⦁ снять привязные ремни;
⦁ помочь члену экипажа снять ремни;
⦁ открыть замки дверей;
⦁ удерживаясь левой рукой за стойку фюзеляжа, а правой рукой за спинку сидения перенести левую ногу через проем и поставить её на крыло;
⦁ наклонившись в левую сторону, выйти из самолёта через открытый проём фонаря;
⦁ взять из самолёта НЗ;
⦁ перейдя на правую сторону при необходимости помочь члену экипажа покинуть самолёт.

⦁ ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИТИКИ
⦁ Таблицы скоростей
⦁ Сводка характерных скоростей
Расчетная предельная скорость Vпр 270
Расчетная крейсерская скорость Vno пр 120-250
Расчетная маневренная скорость Va пр 120-180
Максимально допустимая эксплуатационная скорость VNEпр 280
Скорость сваливания с максимальной массой, закрылок в полетном положении (δ3=0°) Vslпр 102
Скорость сваливания с максимальной массой, закрылок в посадочном положении (δЗ= 40°) VsOпр 90
Скорость отрыва самолета на взлете (δЗ=20°) Vlof 95
Скорость момента подъема носовой стойки VПНС 50
Скорость начального набора высоты (Н=15м) V2 100
Максимально допустимая скорость в полете с выпущенными закрылками Vfпр 140
Минимальная скорость (безопасная) преднамеренного выключения двигателя Vsse пр 120
⦁ Взлетные характеристики
Длина разбега, м 150
Взлетная дистанция, м 400
Скорость подъема носового колеса, км/ч 50
Скорость отрыва, км/ч 90

⦁ Набор высоты
Скорость перевода в набор высоты после взлета, км/ч 100 км/ч
Скороподьемность после взлета, м/с 3
Скороподьемность максимальная в полете, м/с 6

⦁ Крейсерские характеристики
Крейсерская скорость, км/ч 120-240
Экономичная скорость крейсерского полета, км\ч 160
Максимальная дальность полета при эконом. Скорости 160 км/ч, км 1200
Максимальная продолжительность полета, час 8

⦁ Снижение
Скорость снижения, км/ч 120-180
Вертикальная скорость снижения, м/с 2-5

⦁ Посадочные характеристики
Скорость снижения на глиссаде, км/ч 120-140
Скорость на выравнивании, км/ч 110
Скорость на посадке, км/ч 90
Посадочная дистанция, м 320
Пробег после посадки, м 170

⦁ ЭСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА

⦁ Двигатель

Двигатель: ROTAX 912 100 л.с. (4-х тактный, 4-х цилиндровый, 1300 см²)
двухкарбюраторный, с двумя электронными блоками зажигания.
Система охлаждения: цилиндры с воздушным охлаждением, головки цилиндров с водяным охлаждением – имеет радиатора и насос.
Масляная система: централизаванная — имеет масляный насос и радиатор.
Редуктор: интегрированный.
Коэффициент редукции: 1 : 2.27
Выходная мощность генератора: 250 Вт при 5500 об/мин.
Стартер: электрический.
Мощность двигателя: 100 л.с. при 5800 об/мин
Батарея: 12V, 18 Ah
Все провода на двигателе располагаются внутри жаростойких трубок.

Схема управления дроссельной заслонкой и обогатителем смеси

Throttle – управление дроссельной заслонкой.
Choke – управление обогатителем смеси.

Ф-007

Система охлаждения двигателя

В двигателе Rotax 912 применяется комбинированная система охлаждения: цилиндры охлаждаются воздухом (набегающим воздушным потоком), головки цилиндров с водяным охлаждением. Входной воздушный канал находится с правой стороны нижней крышки двигателя. Давление в системе охлаждения создаётся водяным насосом, охлаждение жидкости производится через радиатор. В системе охлаждения отсутствует термостат. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть в пределах рисок «мин» и «макс»! Двигатель не имеет вентилятора, поэтому его охлаждение полностью зависит от количества набегающего потока и скорости. Перед радиатором охлаждения установлены жалюзи для регулировки температуры двигателя, которые управляются ручкой троса установленной сверху по центру приборной доски.
ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется длительная работа двигателя на земле на холостом ходу во избежание перегрева.
Производитель рекомендует использовать охлаждающую жидкость, применяемую в автомобильной промышленности при пониженных температурах наружного воздуха.

Схема системы охлаждения двигателя
Ф-007

Система смазки двигателя

Rotax 912, четырехтактный двигатель, оборудованный сухим картером и централизованной системой смазки с использованием масляного насоса. Всё масло находится внутри маслобака. При работе двигателя масло охлаждается, проходя через радиатор. Количество масла проверяется визуально масляным щупом. Пред полётом убедитесь, что уровень масла находится пределах эксплуатационных рисок, и его количества достаточно для выполнения полёта.
ВНИМАНИЕ! Температура масла, давление и качество строго определены и не должны изменятся больше, чем указано в РЛЭ.

Схема системы смазки двигателя

Ф-007

7.1.2. Топливная система

Описание: топливные баки расположены в крыльях, вентиляция находится в крышке топливного бака.
Топливный перекрывной кран: один, расположенный в кабине на центральной консоли.
Топливный фильтр отстойник: установлен внизу пожарной перегородки, металлический, фильтр оснащен дренажным клапаном.
Емкость топливных баков: 80 литров
Не вырабатываемый остаток: 1,2 литра
Дополнительный насос: электрический, управляется кнопкой и аварийным выключателем.
Все топливные шланги защищены стекло-силиконовой резиной. Самолёт оборудован системой рециркуляции топлива. На панели приборов расположены приборы остатка топлива.
ВНИМАНИЕ! Полёт со скольжением или в условиях турбулентности могут привести к неточным показанием остатка топлива по индикатору. Перед полётом проверять количество топлива визуально.
ВНИМАНИЕ! Точность показания остатка топлива по прибору составляет + 3 деления шкалы.
Слив воды и/или частиц осуществляется через отстойник, установленный в нижней части капота двигателя. Нажмите клапан сброса давления и слива, слейте по крайней мере, 1 стакан топлива в прозрачный сосуд. Проверьте топливо на отсутствие воды и загрязнения частицами. Всегда проверяйте закрытие дренажного клапана перед полетом!

7.1.3. Система электроснабжения

Описание: два электронных блока зажигания, стандартное напряжение 12 V
В цепях зарядки аккумулятора и питания всех приборов и систем есть выключатель массы и АЗС включающий электропитание от аккумулятора и генератора.
Переключатели магнето: включают правый и левый магнето
Другие АЗСы: включают приборы контроля двигателя.
Аккумулятор: 12V, 18Ah
Электрическая система имеет упрощенное строение.
Генератор переменного тока (AC) интегрирован в двигатель и вырабатывает ток мощностью до 170 Ватт при 5500 об/мин. Преобразование переменного тока в постоянный напряжением 14 V (DC) осуществляется выпрямителем. Контроль зарядки аккумулятора производится по вольтметру, при нормальной работе напряжение не менее 13.8 В.
Отключение аккумулятора от сети может производиться выключателем массы, расположенным на центральной консоли под приборной доской. Отключение батареи возможно в полете для устранения неисправности электрооборудования.

7.1.4. Система управления самолетом

Система управления самолетом обеспечивает отклонение рулей, элеронов и закрылка с целью изменения траектории движения самолета, его балансировки и стабилизации на задаваемых пилотом режимах полета.
В кабине имеются ручка управления и педали. Движением ручки на себя и от себя отклоняется руль высоты, а движением ручки вправо и влево — элероны. Руль направления отклоняется при воздействии на педали. С помощью рычага выпуска закрылков закрылок может быть переведен в полетное, взлетное или посадочное положение. Нагрузки от ручки и педалей передаются на рули и элероны через механизм ручки управления, механизм педалей, механизм выпуска закрылка и проводку управления рулей и элеронов. Управление РВ и элеронами от РУС передается с помощью тяг и качалок. Управление РН от педалей передается с помощью тросов.

⦁ Шасси

Шасси самолета убирающееся, выполнено по трех опорной схеме. Оно состоит из двух основных опор (правой и левой) и носовой опоры. Все основные опоры рессорного типа и крепятся к силовым элементам конструкции фюзеляжа.
На оси каждой основной опоры установлено тормозное колесо с дисковым тормозом и шиной с камерой. Рабочее давление в шинах колес основных опор 2,2 кг/см2, носовое
2 кг/см. Колесо носовой опоры выполнено поворотным и управляемым совместно с рулем направления, из кабины пилота амортизация пружинная.
Управление тормозами механическое, с помощью гашеток установленных на педалях с левой стороны, с использованием мускульной силы пилота. Тормозные рычаги механически связаны тросами в буденовской оболочке с рычагами дисковых тормозов, установленных на кронштейнах рессоры. Степень затормаживания колес зависит от величины усилия приложенного к тормозному рычагу.

Каждая основная опора (правая или левая) состоит из стальной рессоры прямоугольного сечения, с осью колеса и тормозным механизмом, установленным в нижней части рессоры, а также колеса с тормозным диском.
Подшипники колеса защищены от внешнего воздействия крышками и резиновыми уплотнениями. В отверстии барабана колеса установлен штуцер для зарядки шины воздухом. На конец штуцера навинчивается колпачок. Размер колёс 400х100мм.
Носовая опора состоит из трубы, кронштейна, вилки, оси, пружины, и не тормозного колеса. На вилке устанавливается ось колеса. Колесо крепится на оси, шплинтами.
На вилке установлен кронштейн поворота, который двумя тросами через демпфирующие пружины соединен с кронштейном на педалях. При повороте руля направления троса от педалей передают поворот на кронштейн носовой опоры. Это позволяет производить руление на земле и на скорости менее 50 км/час, на взлете и посадке.
Система уборки шасси механическая, с помощью тяг и качалок. Уборка и выпуск шасси производится основным рычагом, а контровка шасси в крайних положениях вспомогательным рычагом, установленными на центральной консоли. Контроль выпуска и уборки шасси производится по прибору, зеленые лампы горят — шасси выпушено и законтрено, красные лампы горят шасси убрано.

⦁ Механизация крыла

Ф-007 оснащен щелевыми закрылками. Управление закрылками механическое с помощью тяг и качалок. Рычаг управления закрылками установлен на центральной консоли. С помощью рычага выпуска закрылков закрылок может быть переведен в полетное угол 0 градусов, взлетное угол 20 градусов или посадочное положение 40 градусов.

⦁ Пилотажно-навигационное оборудование

Пилотажно-навигационные приборы предназначены для измерения и индикации высоты полета, вертикальной скорости снижения и набора высоты, приборной скорости, а также для определения магнитного курса самолета. В состав пилотажно-навигационных приборов входят:
⦁ указатель приборной скорости УС-450
⦁ высотомер барометрический механический ВД-10;
⦁ вариометр ВР-10М;
⦁ магнитный компас КИ-13;
⦁ указатель поворота и скольжения.
⦁ навигационный приемник GPS-3 PILOT
Все приборы расположены на приборной доске. Питание анероидно-мембранных приборов осуществляется от приемника воздушных давлений ПВД-6М.
Указатель приборной скорости УС-450 Указатель предназначен для индикации текущего значения приборной скорости самолета в диапазоне 20 — 450 км/ч. Цена деления — 10 км/ч.Прибор однострелочный. Шкала указателя — индивидуально тарируемая.
Указатель состоит из механизма и корпуса. Механизм заключен в герметичный корпус. В корпус с задней стороны вмонтированы два штуцера («Д» и «С» ) для подключения прибора к системам полного и статического давлений. В исходном положении стрелка указателя должна находиться на нулевой отметке.
Высотомер барометрический ВД-10
Высотомер предназначен для измерения и индикации текущего значения относительной высоты полёта и индикации введенных значений атмосферного давления, относительно которых производится измерение высоты. Высотомер измеряет барометрическую высоту в диапазоне 0-10000 м. Индикация барометрической высоты осуществляется перемещением двух стрелок относительно циферблата. Шкала циферблата оцифрована через 100 м. цена деления шкалы-10 м. Один оборот большой стрелки соответствует 1000 м. один оборот малой стрелки — 10000 м. Кремальера в нижней части фланца прибора предназначена для установки на счетчике величины атмосферного давления в диапазоне 670-790 мм. рт. ст. Механизм прибора заключен в герметичный корпус. В корпус с задней стороны вмонтирован штуцер для подключения прибора к системе статического давления.
Вариометр ВР-10М
Вариометр служит для измерения и индикации вертикальной скорости снижения и набора высоты в диапазоне 0-10 м/с. Прибор однострелочный. Шкала имеет цену деления 1 м/с и оцифровку через 5 м/с. Механизм прибора заключен в герметичный корпус. В корпус с задней стороны вмонтирован штуцер для подключения прибора к системе статического давления.
Магнитный компас КИ-13
Магнитный компас предназначен для определения магнитного курса самолета. Конструкция компаса обеспечивает его нормальную работу при кренах самолета до 17 град. Два основных курса (Север и Юг) отмечены буквами соответственно «С» и «Ю». Шкала картушки равномерная, с ценой деления 5 град, и оцифровкой через 30 град. Цифры и удлиненные деления шкалы покрыты светящейся массой.
Указатель поворота и скольжения
Принцип действия указателя скольжения основан на свойстве маятника устанавливаться в направлении равнодействующей силы тяжести и центробежной силы, и служит для определения наличия и направления скольжения при разворотах самолета.
⦁ Связное оборудование
Связное оборудование представлено радиостанцией УКВ диапазона ФЛ-760, предназначенной для обеспечения радиотелефонной связью пилота с диспетчерами наземных пунктов управления. В состав связного оборудования входят статические самолетные разрядники, предназначенные для снятия с самолета электростатических зарядов.
В состав радиосвязного оборудования входят:
⦁ приемопередатчик установленный на центральной панели приборной доски;
⦁ антенна УКВ, установленная в носовой нижней части фюзеляжа;
⦁ авиа гарнитуры пилотов;
⦁ выключатель, установленный на панели переключателей;
⦁ переключатель кнопочный, установленный на ручках управления.
Бортовая радиостанция предназначена для обеспечения радиотелефонной связью пилота с диспетчерами наземных пунктов управления воздушным движением. Радиостанция обеспечивает двустороннюю радиосвязь на 760 фиксируемых каналах с дискретностью 25 кГц в диапазоне 118.000 -136,975 Мгц. Включение радиостанции осуществляется выключателем «Радиост» на панели переключателей. Установка требуемой частоты передатчика осуществляется при помощи двух ручек переключателей на лицевой панели радиостанции.
Управление работой подавителя шума осуществляется при помощи переключателя на лицевой панели радиостанции.
Перевод радиостанции в режим «ПЕРЕДАЧА» осуществляется нажатием и удержанием тангенты на ручке управления самолетом. Телефонный выход радиостанции рассчитан на подключение 2 авиа гарнитур.
Описание
⦁ Приемопередатчик скомпонован в одном легкосъемном блоке, на задней панели которого находится держатель предохранителя, НЧ и ВЧ разъемы и клемма заземления, а на передней панели — органы управления. Приемопередатчик установлен на кронштейне и крепится к нему 2-мя винтами.
⦁ Антенна УКВ представляет собой четвертьволновый вибратор. Конструктивно выполнена в виде штыря и установлена в передней части фюзеляжа.
⦁ Электропитание системы. Радиостанция питается постоянным током напряжением 12В от шины через автомат защиты сети «Радиост.».
Включение питания
Радиостанция включается выключателем «Радиост.» на панели переключателей при наличии напряжения в бортсети. Исправность приемного тракта определяется по прослушиванию приема другой радиостанции или прослушиванию помех при установке рукоятки выключателя шумоподавления в нижнее положение. Установка требуемой частоты передатчика осуществляется при помощи двух ручек переключателей справа на лицевой панели радиостанции. Управление работой подавителя шума (ПШ) осуществляется при помощи переключателя на лицевой панели радиостанции.
Ведение радиосвязи
Для ведения передачи используется кнопка «РАДИО» на ручках управления самолетом. Переход радиостанции в режим передачи и ее работоспособность контролируется по наличию само прослушивания передачи в авиа гарнитуре. Подбор требуемой громкости приема производится регулятором громкости на передней панели радиостанции.

⦁ Бытовое и аварийно-спасательное оборудование

Бытовое оборудование самолета предназначено для:
⦁ размещения на самолете пилота и пассажира;
⦁ создания условий, обеспечивающих нормальную работоспособность и комфорт на всех этапах полета.
Аварийно-спасательное оборудование самолета предназначено для обеспечения жизнедеятельности пилота и пассажира при вынужденном приземлении.
Бытовое и аварийно-спасательное оборудование размещается в кабине самолета и состоит из кресел пилота и пассажира; декоративной отделки потолка и боковых панелей кабины, бортового аварийного запаса (БАЗа) и авиационного радиомаяка.
Авиационный радиомаяк KANNAD 406AF COMPACT
Активация маяка происходит либо через датчик перегрузки, либо вручную. Включение вручную возможно на маяке (переключатель в положение ON) или на пульте кнопкой. Дистанционный пульт работает только при положении переключателя на маяке «ARM»
АРМ и антенна установлены в кабине за сидением самолета. АРМ предназначен для быстрого обнаружения самолета при аварийной посадке. Переключатель управления АРМ установлен на АРМ. Перед полетом поставить переключатель на блоке в положение «АРМ».
Необходимо выполнять ТЕСТ 1 раз в месяц. ТЕСТ выполняется только с подключенной антенной!
Процедура:
⦁ Проверить правильность подключения антенны;
⦁ Переключатель на блоке АРМ из положения «OFF» в положение «АРМ» и переключатель на приборной доске из положения «RESET» в положение «АРМ».
⦁ Включится зуммер в процессе теста.
⦁ Через несколько секунд светодиод выдаст следующие показания:
Одно длительное загорание светодиода подтверждает, что система работоспособна.
Серия коротких вспышек означает не пройденный тест.
⦁ 3+1 малое напряжение батареи;
⦁ 3+2 недостаточная выходная мощность передатчика;
⦁ 3+3 неточная частота передатчика;
⦁ 3+4 отсутствие прошивки АРМ.
После проверки поставьте переключатель в положение «OFF».
⦁ Кресла пилота и пассажира
В кабине самолета установлено общее кресло. Привязные ремни имеют ручную регулировку по длине и ручную фиксацию. Кресло состоит из сиденья и спинки, выполненных из стеклопластика. Привязная система авиационного типа состоит из трех ремней поясного и плечевых, соединяющихся в пряжке. Ремни авиационные четырех точечного крепления. Отсоединение ремня производится нажатием фиксатора на замке.
⦁ Панель отделки кабины
Панель отделки кабины состоит из панели потолка, задней полки и боковых панелей. Потолок кабины и задняя полка оклеены тканью «Селена», а боковые панели изготовлены из винил кожи.
⦁ Бортовой аварийный запас
В комплект входят:
⦁ аптечка медицинская;
⦁ огнетушитель

Медицинская аптечка предназначена для оказания первой медицинской помощи при внезапных заболеваниях и травмах пилота и пассажира в случае аварийного приземления. Аптечка расположена в легкодоступном месте– в специальном кармане за креслом члена экипажа.
Огнетушитель порошкового типа (не создающий опасной концентрации вредных веществ в замкнутом пространстве) расположен в кабине пилота в легкодоступном месте в специальном кармане за креслом члена экипажа.