Руководство по технической эксплуатации самолета «Ф-007»

Руководство по технической эксплуатации и регламент технического обслуживания самолета «Ф-007»

МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ  Руководство по технической эксплуатации самолета «Ф-007»
идентификационный № ЕЭВС.
регистрационный № RA-
Разработал конструктор ВС Фефелов О.Ф.

2014 г.

Содержание:
⦁ ООБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
⦁ Общий вид самолета……………………………………………………..3
⦁ Основные геометрические данные самолета…………………………..4
⦁ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ
⦁ Схема подключения анероидных приборов…………………………….7
⦁ Электрическая схема………………………………………………………8
⦁ Топливная система………………………………………………………..9
⦁ Схема управления рулем направления и носовым колесом…………..10
⦁ Схема управления рулем высоты……………………………………….11
⦁ Схема управления закрылками………………………………………….12
⦁ Схема управления элеронами……………………………………………13
⦁ Двигатель………………………………………………………………….13
⦁ РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
⦁ Меры безопасности……………………………………………………….27
⦁ Оперативные формы ТО (регламентные работы)………………………28
⦁ Календарное ТО……………………………………………………………33
⦁ ТО при хранении…………………………………………………………..35
⦁ РУКОВОДСТВО ПО ЗАГРУЗКЕ И ЦЕНТРОВКЕ
⦁ Общие сведения……………………………………………………………36
⦁ Центровка и загрузка………………………………………………………36
⦁ КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ
⦁ Консервация, установка на подъемники………………………………….37
⦁ Разборка и сборка самолета……………………………………………….38
⦁ БЫТОВОЕ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
⦁ Авиационный радиомаяк (АРМ)………………………………………….38
⦁ Бытовое оборудование самолета………………………………………………….39
⦁ Бортовой аварийный запас…………………………………………………39

⦁ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
⦁ Общий вид самолета

⦁ Основные геометрические данные самолета
⦁ Габаритные размеры
Размах, м. 9.54
Длина, м. 6.7
Высота, м. 2.38
⦁ Крыло
Размах крыла, м. 9.54
Площадь крыла, м2 11.4
Удлинение 7.95
Сужение 1.68
Хорда корневая, м. 1.4
Хорда концевая, м. 1.0
Средняя аэродинамическая хорда, м. 1.2
Профиль крыла NACA-23021- NACA-23012
Угол установки крыла, 4
Угол поперечного V крыла, 4
Геометрическая крутка крыла, 2
Угол стреловидности (по линии 1/4 хорд), 0.5
Размах элерона, м. 1.94
Относительная хорда элерона 0.18
Площадь элеронов, м2 0.35
Плечо элерона, м. 3.15
Площадь крыла обслуживаемая элеронами, м2 4.5
Угол отклонения элерона: вверх, 20
вниз, 14
Размах закрылка, м. 1.94
Относительная хорда закрылка 0.33
Площадь закрылков, м2 0.5
Площадь механизированной части крыла, м2 5.04
Угол отклонения закрылков: на взлете, 20
На посадке, 40
⦁ Горизонтальное оперение.

Размах, м. 2.38
Площадь горизонтального оперения, м2 2.15
Удлинение 2.4
Сужение 1.94
Хорда корневая, м. 1.15
Хорда концевая, м. 0.84
Плечо горизонтального оперения, м. 3.45
Угол установки горизонтального оперения, 0
Относительная хорда руля высоты 0.54
Площадь руля высоты, м2 1.6
Угол отклонения руля высоты: вверх, 30
вниз, 17
Коэффициент статической устойчивости, Аго 0.49
⦁ Вертикальное оперение.
Высота, м. 1.54
Площадь, м2 1.35
Удлинение 1.57
Сужение 1.38
Плечо вертикального оперения, м. 3.5
Площадь руля направления, м2 0.92
Угол отклонения руля направления: влево, 25
вправо, 25
Коэффициент статической устойчивости, Вво 0.045
⦁ Фюзеляж.
Длина, м. 6.7
Ширина, м. 1.2
Высота, м. 1.25
Количество мест (включая места пилотов) 2
Количество проемов для аварийного покидания
и их габариты 2
0.67х0.72
⦁ Шасси.
База, м. 2.15
Колея, м. 2.2
Вынос основных колес относительно носка САХ, м. 0.04
Размер основных колес, 400х120
Размер носового колеса 400х100
Тип амортизации рессорная

⦁ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ

⦁ Схема подключения анероидных приборов
1. Приемник динамического давления
2. Приемник статического давления
3. Питающие шланги
4. Тройник динамика
5. Разветвит ель статика
6. Указатель скорости
7. Высотомер
8. Вариометр

⦁ Электрическая схема

⦁ Топливная система

На самолѐте установлены два крыльевых дренажируемых топливных бака. Ёмкость
каждого бака составляет 40 литров. Не вырабатываемый остаток топлива составляет 0.6
литра в каждом баке. Баки установлены впереди лонжерона крыла. Обшивка крыла над
и под топливными баками выполнена с усилением.
Каждый бак имеет заземление. Имеется две топливных магистрали. Главная магистраль обеспечивает поступление топлива одновременно из обоих баков в фильтр отстойник, потом через пожарный кран к топливному насосу двигателя, затем через разветвитель к карбюраторам. Параллельно основной топливной магистрали установлен электрический насос, который нужен для запуска и как аварийный. Возвратная магистраль перекачивает часть топлива назад в фильтр отстойник. Основной топливный насос приводится в
действие двигателем, резервный насос имеет электрический привод и является
резервным. Его включение обязательно перед взлѐтом, посадкой и при падении
давления топлива ниже 0,15 бар. Фильтр отстойник имеет сливной кран, который открывается вручную. Доступ к нему в нижней части фюзеляжа впереди
противопожарной перегородки. Топливные баки имеют дренажи, расположенные в
пробках баков. Пожарный кран в положении «ВЫКЛЮЧЕНО» выполняет
функцию перекрывного крана. Дополнительный топливный насос с фильтром
интегрирован в общую магистраль и при выключенном положении не препятствует
потоку топлива. Измерение уровня топлива производится отдельно в каждом баке.
Индикаторы уровня топлива проградуированы в долях объѐма бака и имеет показания:
«ПОЛНЫЙ», ¾ бака, ½ бака, ¼ бака, «ПУСТОЙ». Для определения фактического
объѐма топлива и проверки индикации на самолѐте имеется мерная линейка, которая
проградуирована на ¼, ½ и ¾ объѐма топливного бака.

⦁ Схема управления рулем направления и носовым колесом

1- педали пилотов
2- промежуточная тяга управления педалями
3- троса управления РН
4- кабанчик РН
5- руль направления (РН)
6- троса управления задним колесом
7- носовое колесо

⦁ Схема управления рулем высоты

2-тяги
3-качалка
4-руль высоты (РВ)
5-ручка триммера
6-тросс триммера
7-пружина триммера
8-весовой компенсатор РВ
9-кабанчик РВ

8
1 5 6 7

3
9
4
2

⦁ Схема управления закрылками
⦁ ручка управления
⦁ замок выпуска закрылков на 3-положения
⦁ тяга
⦁ качалка
⦁ вал управления закрылками
⦁ подшипники
⦁ закрылки
⦁ Схема управления элеронами

⦁ РУСы
⦁ Тяги
⦁ Качалки
⦁ Элероны
⦁ Ось вращения элерон

⦁ Двигатель
Поршневой двигатель «ROTAX — 912ULS»-бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров, с воздушной системой охлажденя цилиндров и жидкостной системой охлаждения головок цилиндров, с нижним расположением распределительного вала системы газораспределения и гидрокомпенсаторами зазоров в клапанах, с электронной дублированной системой зажигания, с системой смазки с «сухим картером», с карбюраторным смесеобразованием, с механическим диафрагменным топливным насосом, с интегрированным водяным насосом, с электрическим стартером, с интегрированным редуктором (i=2,2727 или i=2,4286). Интегрированный 12-ти полюсный генератор обеспечивает работу системы зажигания и электро системы летательного аппарата.
Для крепления к мотораме двигатель имеет восемь резьбовых отверстий в картере. Существуют три модификации стандартных комплектаций:
⦁ двигатель;
⦁ редуктор с демпфером крутильных колебаний;
⦁ дублированная электронная система зажигания;
⦁ два карбюратора постоянного разрежения;
⦁ расширительный бачок — аккумулятор;
⦁ выхлопные патрубки с фланцами;
⦁ маслофильтр, маслобак и трубопровод системы смазки;
⦁ водяной насос и трубопроводы системы охлаждения;
⦁ два датчика температуры головок цилиндров;
⦁ датчик температуры масла;
⦁ датчик давления масла.

Технические данные.
Диаметр цилиндра: 79,5 мм.
Ход поршня: 61,0 мм.
Рабочий объем: 1211,0 см3.
Степень сжатия: 9 : 1
Зазор между цилиндром и поршнем: 0,00…0,02 мм.
Мощность:
⦁ взлетная 74,6 кВт (100 л.с.) при 5800 об/мин.,
⦁ крейсерская 68 кВт (92,8 л.с.) при 5500 об/мин. Крутящий момент:
-взлетный , 98,1 Нм при 5800 об/мин.,
⦁ крейсерский 100,7 Нм при 5500 об/мин.,
⦁ максимальный 103 Нм при 4800 об/мин. Расход топлива:
⦁ часовой взлетный 22,7 л/ч.,
⦁ часовой крейсерский 22,0 л/ч.,
⦁ часовой при 3/4 нагрузки — 16,2 л/ч.,
⦁ удельный при максимальном крутящем
моменте 285 гр/кВтч.
Максимально допустимая частота
вращения KB: 5800 об/мин.
Минимальная частота вращения KB: 1400 об/мин.
Направление вращения KB: правое (по часовой стрелке),
если смотреть со стороны РТО.

Температура головки цилиндра:
минимальная 50° С; -максимальная 150° С;
допустимая разница по цилиндрам 20° С.

Температура выхлопных газов:
⦁ нормальная 800° С;
⦁ максимальная 850° С;
⦁ допустимая разница по цилиндрам 45° С.

Температура охлаждающей жидкости:
⦁ минимальная 60° С;
⦁ максимальная определяется по максимальной
температуре головки цилиндра.
Температура масла:
⦁ нормальная 90… 110° С;
⦁ максимальная 140° С;
⦁ минимальная 50° С.
Давление масла:
⦁ нормальное 2…4,5 МПа;
⦁ максимальное 5 МПа;
максимальное кратковременное при холодном запуске 7МПа;
минимальное 1,5 МПа
Генератор:
условное обозначение P12W250;
тип однофазный, переменного тока;
напряжение 13,5 В (эффективное);
мощность 85 Вт при 2000 об/мин,
250 Вт при 5500 об/мин.
Система зажигания:
тип дублированная электронная бесконтактная конденсаторная с магнето-генератором, со встроенной системой подавления помех;
опережение зажигания 4° до ВМТ при запуске;
26° до ВМТ — рабочее,
порядок работы цилиндров 1 — 4 — 2 — 3
зазор между датчиком и триггером магнето 0,3…0,4 мм;
допустимое падение частоты вращения KB при выключении одного из до 300 об/мин. при частоте вращения контуров KB 3850 об/мин.
допустимая разница падения частоты
вращения по контурам 115 об/мин.

Свечи зажигания:
условное обозначение NGKDCPR7E;
количество на двигатель 8;
зазор между электродами свечи 0,7…0,8 мм;

Система смазки двигателя

Тип закрытая принудительная с «сухим» картером;
масло: Высококачественное синтетическое
полусинтетическое или минеральное масло для
автомобильных бензиновых двигателей;
спецификация API не ниже «SF» или «SG»:_
вязкость в зависимости от климатических условий
объем масла:
нормальный 2,5…2,75 л,
максимальный 3 л,
минимальный 2 л.
нормальный объем циркуляции 16 л/мин. при 5500 об/мин.
предельно допустимый расход 1 см3/час.

ВНИМАНИЕ; Применение любых добавок или присадок к маслу ЗАПРЕЩЕНО.

Карбюратор:
условное обозначение BING 64/32;
тип постоянного разрежения
двухпоплавковый с горизонтальным диффузором переменного сечения;
количество на двигатель 2.

Топливный насос:
условное обозначение PIERBURG 720.971.55
тип мембранный механический с приводом от эксцентрика на валу ВВ;
давление топлива:
⦁ номинальное 0,3 МПа;
⦁ максимальное 0,4 МПа; —
⦁ минимальное 0,15 МПа.
Топливный фильтр грубой очистки:
тип сетчатый;
тонкость фильтрации 0,30 мм;
место установки заборная магистраль топливного бака.
Топливный фильтр тонкой очистки:
тип сетчатый;
тонкость фильтрации 0,10 мм;
место установлен в топливной магистрали между насосом и топливным расходным баком.

Топливо: автомобильный бензин с октановым
числом не менее 90 по исследовательскому методу (83 по моторному), с содержанием спиртовых добавок до 5%.
ПРИМЕЧАНИЕ: Применение этилированного бензина нежелательно.
ВНИМАНИЕ: Если для смазки двигателя применяется масло на синтетической основе, то использовать этилированный бензин в качестве топлива ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Редуктор: интегрированный одноступенчатый цилиндрическими прямозубыми шестернями внешнего зацепления со смещенными валами;
передаточное число i = 2.2727; 2.4286;
предельный момент инерции ВВ 6000 кг-см2;
демпфер крутильных колебаний торсионного типа с тарельчатыми пружинами;
противоперегрузочная муфта многодисковая фрикционного типа.
Система смазки редуктора общая с системой смазки двигателя.

Направление вращения вала ВВ: левое (против часовой стрелки), если
смотреть со стороны фланца ВВ.
Стартер:
Тип электрический с редуктором обгонной муфтой внешним силовым реле;
напряжение 12В;
мощность 0,6 кВт.

Система охлаждения: тип:
— для головок цилиндров жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией;
— для цилиндров воздушная свободная;
охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля с антикоррозионными, антивспенивающими и смазывающими добавками.

объем системы охлаждения двигателя: 1,41 л.

Масса двигателя в стандартной комплектации: 58,4 кг;

Время непрерывной работы двигателя:
на взлетном режиме не более 5 мин;
на максимально допустимой частоте
вращения KB не более 5 мин;
на режиме малого газа не более 5 мин;
на других режимах „ не ограничено.
Приемистость «МГ — BP»: не более 3 с.

Продолжительность площадки перед
увеличением частоты вращения KB после
ее снижения или перед снижением после
увеличения: не менее 3 с.

Предельно допустимая перегузка: вертикальная:
положительная 10 g;
отрицательная -0,5 g не более 5 с. горизонтальная 3 g.

ВНИМАНИЕ: Эксплуатация двигателя при отрицательных перегрузках ЗАПРЕЩЕНА.
т.к. системы двигателя не расчитаны для работы при отрицательных перегрузках.
Кратковременные околонулевые перегрузки, связанные с турбулентностью атмосферы, допускаются.

Максимально допустимое отклонение
оси «Z» двигателя от вертикали 40°

Гарантийный ресурс: 100 часов наработки или
6 месяцев с даты первого запуска, или 1 год с даты покупки.
Ресурс до 1-го капитального ремонта: 1200 часов или 15 лет эксплуатации.
Межремонтный ресурс: 1200 часов или 15 лет эксплуатации.
Назначенный ресурс: 3600 часов или 45 лет эксплуатации.
Количество капитальных ремонтов за
назначенный ресурс: 2.
ПРИМЕЧАНИЕ: При расширении списка 100% заменяемых деталей при выполнении ремонта, количество капитальных ремонтов и назначенный ресурс в газочасах не ограничены.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Эксплуатация двигателя должна осуществляться квалифицированным персоналом, прошедшим специальную подготовку, с соблюдением всех требований, изложенных в настоящем руководстве.
Перед началом эксплуатации изучите содержание соответствующих разделов настоящего руководства.
Все работы, проводимые в период эксплуатации на двигателе и его агрегатах, должны быть отражены в соответствующих разделах настоящего руководства и формуляра двигателя.
Предварительная подготовка двигателя

Предварительная подготовка двигателя выполняется в начале каждого летного дня (смены).
1) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
2) Расчехлить двигатель;
3) Удалить конденсат с двигателя и его агрегатов, убедиться в отсутствии загрязнений и посторонних предметов;
4) Осмотреть мотораму на предмет отсутствия повреждений;
5) Проверить надежность крепления двигателя и состояние узлов его подвески;
6) Осмотреть двигатель на предмет отсутствия повреждений и подтеканий охлаждающей жидкости, масла и бензина;
7) Слить отстой топлива из топливных баков и фильтра-отстойника;
8) Проверить уровень топлива в топливных баках ЛА;
9) Проверить чистоту суфлирующих отверстий топливных баков ЛА;
10) Визуально проверить герметичность топливной системы и надежность всех соединений;
11) Осмотреть магистрали топливной системы на предмет отсутствия повреждений;
12) Осмотреть топливный насос и узлы его крепления на предмет отсутствия повреждений;
13) Проверить надежность крепления топливного насоса;
14) Осмотреть топливные фильтры на предмет отсутствия повреждений;
15) Осмотреть карбюраторы и узлы их крепления на предмет отсутствия повреждений;
16) Проверить надежность крепления карбюраторов;
17) Осмотреть поплавковые камеры карбюраторов на предмет отсутствия воды и посторонних частиц;
18) Осмотреть воздушные фильтры на предмет отсутствия повреждений;
19) Проверить надежность крепления воздушных фильтров и ихконтровку;
20) Осмотреть систему управления карбюраторами на предмет отсутствия повреждений;

21) Проверить натяжение тросов системы управления карбюраторами и синхронность перемещения рычагов заслонок и обогатителей;
22) Проверить плавность и легкость перемещения РУД от упора МГ до упора BP и обратно;
23) Визуально проверить герметичность системы охлаждения и надежность всех соединений;
24) Убедиться в отсутствии подтеканий через дренажное отверстие водяного насоса;
25) Осмотреть магистрали системы охлаждения на предмет отсутствия повреждений;
26) Осмотреть радиатор и узлы его крепления на предмет отсутствия повреждений;
27) Проверить надежность крепления радиатора;
28) Осмотреть расширительный и переливной бачки и узлы их крепления на предмет отсутствия повреждений;
29) Проверить надежность крепления расширительного и переливного бачков;
30) Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и/или расширительном бачке и в переливном бачке;
31) Проверить надежность закрытия клапанной крышки радиатора и/или расширительного бачка и крышки переливного бачка, чистоту суфлирующего отверстия;
32) Визуально проверить герметичность системы смазки двигателя и надежность всех соединений;
33) Осмотреть магистрали системы смазки двигателя на предмет отстутствия повреждений;
34) Осмотреть маслобак и узлы его крепления на предмет отсутствия повреждений;
35) Проверить надежность крепления маслобака;
36) Проверить уровень масла в баке и надежность закрытия крышки;
37) Проверить чистоту суфлирующего отверстия и контровку сливной пробки маслобака;
38) Осмотреть масляный фильтр на предмет отсутствия повреждений;
39) Осмотреть маслонасос на предмет отсутствия повреждений;
40) Осмотреть провода систем зажигания и электроснабжения на предмет отсутствия повреждений;
41) Проверить надежность всех соединений;
42) Осмотреть блоки зажигания и высоковольтные катушки и узлы их крепления на предмет отсутствия повреждений;
43) Проверить надежность крепления блоков зажигания и высоковольтных катушек;
44) Проверить надежность фиксации свечных наконечников;
45) Осмотреть стартер и узлы его крепления на предмет отсутствия повреждений;
46) Проверить надежность крепления стартера;
47) Осмотреть редуктор на предмет отсутствия повреждений и подтеканий;
48) Проверить надежность крепления редуктора;
49) Проверить вал ВВ на предмет отсутствия радиального и осевого люфтов;
50) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
51) Проворачивая руками ВВ, убедиться в отсутствии посторонних шумов в двигателе и редукторе и в наличии люфта в зацеплении шестерен;
52) Осмотреть ВВ на предмет отсутствия повреждений;
53) Проверить надежность крепления ВВ и контровку элементов крепления ВВ;
54) Осмотреть выхлопную систему и узлы ее крепления на предмет отсутствия повреждений;
55) Проверить надежность крепления выхлопной системы;
56) Осмотреть соединения выхлопной системы на предмет отсутствия следов прорыва газов;
57) Проверить подвижность шарнирных соединений выхлопной системы;
58) Осмотреть пружины шарнирных соединений на предмет отсутствия повреждений;
59) Проверить контровку пружин шарнирных соединений;
60) Осмотреть приборы контроля параметров двигателя на предмет отсутствия повреждений;
61) Проверить надежность крепления и подсоединения приборов;
62) Запустить и прогреть двигатель, проверить работоспособность системы зажигания (см. подраздел 2.3).

Предполетная подготовка двигателя

Предполетная подготовка выполняется перед каждым вылетом ЛА.
1) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
2) Осмотреть мотораму на предмет отсутствия повреждений;
3) Проверить надежность .крепления двигателя и состояние узлов его подвески;
4) Осмотреть двигатель на предмет отсутствия повреждений и подтеканий охлаждающей жидкости, масла и бензина;
5) Проверить уровень топлива в топливных баках ЛА;
6) Проверить чистоту суфлирующих отверстий топливных баков ЛА;
7) Визуально проверить герметичность топливной системы;
8) Проверить надежность крепления карбюраторов и воздушных фильтров;
9) Проверить плавность и легкость перемещения РУД от упора МГ до упора BP и обратно;
10) Визуально проверить герметичность системы охлаждения;
11) Визуально проверить герметичность системы смазки двигателя;
12) Проверить уровень масла в баке и надежность закрытия крышки;
13) Проверить надежность фиксации свечных наконечников;
14) Осмотреть редуктор на предмет отсутствия повреждений и подтеканий;
15) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
16) Проворачивая руками ВВ, убедиться в отсутствии посторонних шумов в двигателе и редукторе и в наличии люфта в зацеплении шестерен;
17) Осмотреть ВВ на предмет отсутствия повреждений;
18) Проверить надежность крепления ВВ и контровку элементов крепления ВВ;
19) Осмотреть выхлопную систему и узлы её крепления на предмет отсутствия повреждений;
20) Проверить надежность крепления выхлопной системы;
21) Осмотреть соединения выхлопной системы на предмет отсутствия следов прорыва газов;
22) Осмотреть пружины шарнирных соединений на предмет отсутствия повреждений;
23) Проверить контровку пружин шарнирных соединений.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Допускается выполнять предполетную подготовку в комплексе
с предварительной подготовкой. 2. Подготовка к повторному вылету и послеполетная подготовка выполняются в объеме предполетной подготовки.
Топливо

НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО — основная причина ОТКАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ. Все работы с топливом выполнять на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением общих мер безопасности.
Для хранения топлива используйте чистые непрозрачные емкости с фильтром-отстойником и расширительным пространством. Не используйте топливо с длительным сроком хранения.
При перерыве в эксплуатации более недели слейте топливо из топливной системы, в том числе из поплавковых камер карбюраторов.
Заправляйте топливо через фильтр с тонкостью фильтрации не менее 0,10 мм. Запрещено заправлять ЛА при работающем двигателе.
Запрещено выполнять любые работы при наличии пролитого топлива на ЛА и месте его стоянки.
Для двигателя «ROTAX-912UL» топливом является автомобильный бензин с октановым числом не менее 90 по исследовательскому методу (83 — по моторному).

ПРИМЕЧАНИЕ: Применение этилированного бензина нежелательно.

ВНИМАНИЕ: 1. Предельно допустимое содержание спиртовых добавок в бензине — 5%.
Более высокое содержание спиртовых добавок, может привести к образованию льда в топливной системе, вызвать перебои в работе двигателя.
⦁ Если для смазки двигателя используется масло на синтетической основе, использовать этилированный бензин в качестве топлива ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
⦁ Смешение масел разных марок ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Запуск двигателя

Изучите разделы, касающиеся запуска и опробования двигателя и эксплуатационных ограничений.
Перед запуском двигателя выполните работы в объеме предварительной подготовки, за исключением п. 62, (для первого запуска в летный день) или в объеме предполетной подготовки (для последующих запусков). Проверьте наличие исправных средств пожаротушения.
Убедитесь, что ЛА находится в безопасном месте и в зоне ВВ нет людей и посторонних предметов.
Оператор должен уметь управлять двигателем машинально и быть готовым в любой момент к экстренному останову двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Запуск двигателя без воздушного винта или нагрузки KB,
соответствующих техническим данным, ЗАПРЕЩЕН.

Запуск «холодного» двигателя
1) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВЫКЛЮЧЕНО».
2) Открыть перекрывной топливный кран.
3) Установить РУД в положение МГ.
4) Руками за ВВ провернуть KB на ‘5…6 оборотов.
5) Заливным шприцом (если он установлен) 4…6 раз закачать топливо в цилиндры.
6) Установить АЗС в положение «ВКЛЮЧЕНО».
7) Подать команду: «ОТ ВИНТА».
8) Получив ответ: «ЕСТЬ ОТ ВИНТА», выполнить «холодную» прокрутку двигателя:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении до появления давления масла.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Время непрерывной работы электростартера — 10 с.
Последующее включение электростартера разрешено после его охлаждения в течение 2 мин.

9)Установить ВЗ в положение «ВКЛЮЧЕНО».
10) Включить обогатители карбюраторов.
11) Запустить двигатель:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 с.

ВНИМАНИЕ: Если давление масла не достигло 2 МПа в течение 10 с, немедленно выключить двигатель. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.
12) После запуска, плавно установить РУДом частоту вращения KB в диапазоне 2000…2100 об/мин.
13) Выключить обогатители карбюраторов, поддерживая РУДом заданные обороты.
14) Прогреть двигатель при частоте вращения KB 2000…2100 об/мин. в течение 2 мин. и продолжить прогрев при частоте вращения 2500 об/мин. до рабочих температур:
масло — 50° С, охлаждающая жидкость — 60° С, головка цилиндра — 50° С.

ВНИМАНИЕ: 1. При прогреве двигателя особое внимание обратить на давление масла, т. к. из-за высокой вязкости при низких температурах возрастает сопротивление всасывания, что может привести к разрежению во входной магистрали и снижению давления масла.

2. При прогреве двигателя не превышайте указанных оборотов, т. к. из-за высокой вязкости при низких температурах снижается пропускная способность перепускного клапана, что может привести к превышению максимально допустимого давления масла.

15) Проверить работоспособность системы зажигания при частоте вращения KB 3850 об/мин, поочередно выключая и включая каждый контур системы. Падение частоты вращения KB при выключении одного из контуров не должно превышать 300 об/мин. При этом, разница по контурам не должна превышать 115 об/мин.
16) Установить РУД в положение МГ.
17) Выполнить проверку приемистости, резко переместив РУД в положение BP. Убедиться, что двигатель развивает заявленные обороты.
18) Установить РУД в положение МГ.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Эффективность обогатителей карбюраторов снижается, если РУД не находится в положении МГ.
2. Работа двигателя с включенными обогатителями карбюраторов приводит к замасливанию свечей и нагарообразова-нию.
3. Заливной шприц существенно облегчает запуск «холодного» двигателя, особенно при низких температурах окружающего воздуха.
4. При неустойчивой работе двигателя после запуска допускается подкачка топлива заливным шприцом.

Запуск «горячего» двигателя
1) Открыть перекрывной топливный кран.
2) Установить РУД в положение МГ.
3) Установить АЗС и ВЗв положение «ВКЛЮЧЕНО».
4) Подать команду: «ОТ ВИНТА».
5) Получив ответ: «ЕСТЬ ОТ ВИНТА», запустить двигатель:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 с.

ВНИМАНИЕ: Если давление масла не достигло 2 МПа в течение 10 с, немедленно выключить двигатель. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.
6) После запуска, установить РУДом частоту вращения KB 2500 об/мин., и прогреть двигатель до рабочих температур.
7) Проверить работоспособность системы зажигания при частоте вращения KB 3850 об/мин, поочередно выключая и включая каждый контур системы. Падение частоты вращения KB при выключении одного из контуров не должно превышать 300 об/мин. При этом, разница по контурам не должна превышать 115 об/мин.
8) Выполнить проверку приемистости, резко переместив РУД в положение BP. Убедиться, что двигатель развивает заявленные обороты.
9) Установить РУД в положение МГ.

Запуск «залитого» двигателя
1) Открыть перекрывной топливный кран.
2) Установить РУД в положение BP.
3) Установить АЗС в положение «ВКЛЮЧЕНО».
4) Установить ВЗ в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
5) Подать команду: «ОТ ВИНТА».*
6) Получив ответ: «ЕСТЬ ОТ ВИНТА», выполнить «холодную» прокрутку двигателя:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении 4…5 с.
7) Установить РУД в положение МГ.
8) Установить ВЗ в положение «ВКЛЮЧЕНО».
9) Запустить двигатель:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 с.
ВНИМАНИЕ: Если давление масла не достигло 2 МПа в течение 10 с, немед-
ленно выключить двигатель. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.
10) После запуска, плавно установить РУДом частоту вращения KB в диапазоне 2000…2100 об/мин.
11) Прогреть двигатель при частоте вращения KB 2000…2100 об/мин. в течение 2 мин. и продолжить прогрев при частоте вращения 2500 об/мин. до рабочих температур.
12) Проверить работоспособность системы зажигания при частоте вращения KB 3850 об/мин, поочередно выключая и включая каждый контур системы. Падение частоты вращения KB при выключении одного из контуров не должно превышать 300 об/мин. При этом, разница по контурам не должна превышать 115 об/мин.
13) Установить РУД в положение МГ.
14) Выполнить проверку приемистости, резко переместив РУД в положение BP. Убедиться, что двигатель развивает заявленные обороты.
15) Установить РУД в положение МГ.

ПРИМЕЧАНИЕ: При неудачных попытках запуска «залитого» двигателя рекомендуется:
1) Вывернуть и очистить свечи зажигания.
2) Выполнить холодную прокрутку двигателя
(п.п. 1…6 данного подраздела).
3) Установить свечи зажигания на свои места.
4) Повторить процесс запуска.

Запуск двигателя в полете

А) Запуск двигателя с авторотацией ВВ:
1) Убедиться, что АЗС находятся в положении «ВКЛЮЧЕНО».
2) Убедиться, что перекрывной топливный кран открыт.
3) Установить РУД в положение МГ.
4) Запустить двигатель, установив ВЗ в положение «ВКЛЮЧЕНО».

ВНИМАНИЕ: Если давление масла не достигло 2 МПа в течение 10 с, немедленно выключить двигатель и выполнить вынужденную посадку. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.
5)Установить РУДом режим двигателя, необходимый для продолжения полета.
Б) Запуск двигателя без авторотации ВВ:
1) Убедиться, что АЗС и ВЗ находятся в положении «ВКЛЮЧЕНО».
2) Убедиться, что перекрывной топливный кран открыт.
3) Установить РУД в положение МГ.
4) Запустить двигатель:
нажать на кнопку «ЗАПУСК» и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 с.
ВНИМАНИЕ: Если давление масла не достигло 2 МПа в течение 10 с, немедленно выключить двигатель и выполнить вынужденную посадку. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.
5)Установить РУДом режим двигателя, необходимый для продолжения полета.
ВНИМАНИЕ: Запуск двигателя ниже высоты, указанной в РЛЭ ЛА, позволяющей безопасно выполнить посадку с выключенным двигателем, ЗАПРЕЩЕН.
ВНИМАНИЕ: 1. Запуск двигателя разрешен при положении РУД в диапазоне «упор МГ…1600 об/мин».
⦁ Работа двигателя при частоте вращения KB ниже, чем 1400об/мин ЗАПРЕЩЕНА.
⦁ Встречная приемистость (увеличение частоты вращения KB после ее уменьшения без промежуточной площадки не менее 3 с) и встречный сброс (уменьшение частоты вращения KB после ее увеличения без промежуточной площадки не менее 3 с) ЗАПРЕЩЕНЫ.
⦁ Останов двигателя при частоте вращения KB более чем 2000 об/мин ЗАПРЕЩЕН.
Несоблюдение данных требований вызывает большую амплитуду колебаний двигателя и нерасчетную нагрузку на детали редуктора и приводит к преждевременному выходу их из строя.

Опробование двигателя

Основная цель опробования — проверка работоспособности двигателя, его систем и агрегатов.
Опробование двигателя рекомендуется выполнять сВВ, обеспечивающим выход двигателя на максимальную частоту вращения KB при установке РУД в положение BP.
Л А должен быть надежно пришвартован за узлы, предназначенные для этого. Перед опробованием двигателя выполните работы, указанные в подразделе 2.3. При выполнении опробования возможен перегрев двигателя из-за недостаточной обдувки. Если температуры стремятся достичь максимальных значений, переведите РУД в положение МГ, охладите двигатель в течение 1 мин и продолжите процесс опробования.
При выполнении опробования измеряйте статическую тягу ВВ при максимальной частоте вращения КВ.

Полное опробование двигателя

Полное опробование двигателя выполняется в следующих случаях:
1) После выполнения капитального ремонта двигателя.
2) После выполнения текущего ремонта, связанного с заменой узлов и деталей цилиндро-поршневой группы и коленчатого вала.
При положительных результатах опробования двигатель допускается к летной эксплуатации после выполнения следующих работ:
1) Регулировка системы» холостого хода и основной дозирующей системы карбюраторов (если это необходимо).
2) Предполетная подготовка.
3) Облет ЛА.
4) Заполнение (внесение изменений) и отправка дистрибьютору «контрольного листа» из настоящего руководства.

Сокращенное опробование двигателя

Сокращенное опробование двигателя выполняется в соответствии с графиком, изображенном на рис. 5, в следующих случаях:
1) На новом двигателе.
2) После установки или перестановки двигателя.
3) После замены ВВ.
4) После замены узлов и агрегатов двигателя и его систем.
5) После выполнения регламентных работ.
6) После расконсервации двигателя.
7) После устранения дефектов и неисправностей. При положительных результатах опробования двигатель допускается к летной эксплуатации после выполнения следующих работ:

Останов двигателя

Останов двигателя на земле.
1) Охладить двигатель при частоте вращения KB 2000 об/мин. в течение 2-х минут.
2) Установить РУД в положение МГ.
3) Выключить зажигание, установив ВЗ в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
4) При вращающемся по инерции ВВ установить РУД в положение BP для очистки камер сгорания от выхлопных газов.
5) После остановки ВВ установить РУД в положение МГ.
6) Установить АЗС в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
7) Закрыть перекрывной топливный кран.

ПРИМЕЧАНИЕ: Как правило, при заходе на посадку и рулении двигатель достаточно охлаждается и выполнение п. 1) для останова двигателя после полета необязательно.
2.6.2. Останов двигателя в полете.
1) Охладить двигатель при частоте вращения KB 3000…35000 об/мин. в течение 30…35 с.
2) Установить РУД в положение МГ.
3) Выключить зажигание, установив ВЗ в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
2.6.3. Экстренный останов двигателя.

Экстренный останов двигателя — это выключение зажигания без предварительного охлаждения двигателя.
Экстренный останов выполняется в случаях, когда дальнейшая работа двигателя может привести к травмированию людей, повреждению и разрушению конструкции ЛА и самого двигателя.
При экстренном останове возможно повреждение деталей цилиндро-порш-невой группы, поэтому, если позволяет ситуация, рекомендуется немедленно запустить двигатель и продолжить работу или выполнить останов двигателя в соответствии с п. 2.6.1 или п. 2.6.2. настоящего руководства.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Выполнять любой останов двигателя закрытием пере-
крывного топливного крана ЗАПРЕЩЕНО.
Консервация двигателя на срок хранения до 1 года

Консервации на срок хранения до 1 года подвергаются двигатели, снимаемые с ЛА и направляемые для длительного хранения или в ремонт.
1) Выполнить работы, указанные в п.п. 1…12 подраздела 2.8.1.
2) Слить охлаждающую жидкость.
3) Снять двигатель с ЛА.
4) Снять карбюраторы и выполнить внутреннюю консервацию.
5) Упаковать двигатель и его агрегаты.

ВНИМАНИЕ: 1. Упаковка должна обеспечивать сохранность двигателя и его агрегатов при транспортировке, предохранять их от дождя, снега, пыли и исключать образование конденсата. 2. Для хранения двигателя необходимо закрытое, отапливаемое, сухое помещение.
6) При продолжении перерыва в работе двигателя более 1 года необходимо
один раз в три месяца выполнить:
⦁ вывернуть верхние свечи зажигания;
⦁ повернуть KB на два полных оборота по направлению вращения;
⦁ установить свечи зажигания на свои места;
⦁ осмотреть двигатель на предмет отсутствия коррозии, особое внимание обратив на фланец ВВ.

ВНИМАНИЕ: 1. Двигатель, имеющий коррозию на внешних элементах или хранившийся более 2 лет, может быть допущен к эксплуатации только после выполнения работ в объеме капитального ремонта. 2. Беспрерывное хранение двигателя более 2 лет ЗАПРЕЩЕНО.

ПРИМЕЧАНИЕ: Новый двигатель законсервирован на срок хранения до одного года, с соблюдением всех требований настоящего подраздела.

Расконсервация двигателя
1) Снять все заглушки и очистить двигатель от внешнего консерванта.
2) Выполнить работы в объеме предварительной подготовки, за исключением п. 61.
3) Вывернуть и очистить свечи зажигания, проверить зазор между электродами.
4) Выполнить холодную прокрутку двигателя.
5) Установить свечи зажигания на свои места.
6) Запустить двигатель и выполнить прогрев.
7) Выполнить замену масла, если она не выполнялась перед консервацией или срок хранения более 6 месяцев.
8) Запустить двигатель и выполнить сокращенное опробование.

⦁ РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

⦁ Меры безопасности

ВНИМАНИЕ: К работе на самолете допускаются лица, изучившие конструкцию и документацию по самолету и меры безопасности при его эксплуатации.
При выполнении всех видов работ на самолете необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в руководствах по технической эксплуатации самолета, двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования.
После заруливания на стоянку и выключения двигателя самолета необходимо заземлить и установить упорные колодки под основные колеса шасси.
Перед началом обслуживания самолета убедитесь в том, что все выключатели, переключатели, краны управления, автоматы зашиты сети находятся в положениях, согласно указаниям РЭ (выключены).
Перед началом работ убедитесь в наличии и исправности наземных средств противопожарной защиты, проверьте заземление самолета. Работы, связанные с возможной открытой течью топлива на землю или конструкцию самолета,
выполняйте при отключенной бортовой электросети самолета. Все работы выполняйте исправным инструментом, очищенным от грязи, песка и металлической
стружки. Применяйте вспомогательное оборудование и осветительные приборы только взрывобезопасного типа. Для защиты от загрязнения заглушайте разъединенные концы трубопроводов, шлангов и штуцеров агрегатов. При выполнении промывочных работ не применяйте шерстяные и синтетические ткани во избежание разрядов статического электричества. Перед разборкой соединений или снятием агрегатов перекройте участок системы или слейте топливо, чтобы исключить его вытекание на землю или конструкцию самолета. При рассоединении электрических соединителей закрывайте заглушками ответные части для предотвращения попадания в них топлива, влаги и исключения их загрязнения.
Немедленно удаляйте топливо, пролитое на конструкцию самолета. Проверяйте и при необходимости заменяйте уплотнительные кольца и прокладки, снимаемые при обслуживании топливной системы. Для исключения возможности повреждения уплотнительных колец или прокладок в процессе монтажа смазывайте их смазкой БС, ВНИИНП-232. Во избежание повреждений осторожно перемещайте стремянки и ящики с инструментом. При сборке резьбовых соединений топливной системы применяйте смазку БС, ВНИИНП-232.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ НЕ ДОПУСКАЙТЕ ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАПРАВЛЯЕМОЕ ТОПЛИВО,СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ В НЕМ НЕ БЫЛО ВОДЫ И МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ.
При работе с топливной системой не допускайте пролива топлива на землю и части ВС, воизбежании пожара и нанесения экологического ущерба окружающей среде и повреждения частей ВС.
ВНИМАНИЕ: При заправке самолета топливом самолет должен быть обесточен и заземлен.

⦁ Оперативные формы ТО (регламентные работы)

Оперативное техническое обслуживание включает:
⦁ предварительная подготовка;
⦁ предполетная подготовка;
⦁ подготовка самолета к повторному полету.
⦁ послеполетная подготовка,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Расчехлить самолет, открыть крышки люков, необходимых для осмотра, убедиться, все выключатели и автоматы защиты сети, и электропитания бортовой сети выключены, Осмотреть воздушный винт: убедиться в исправности лопастей, их крепления, в отсутствии механических повреждений. Покрытие лопастей должно быть гладким и ровным; убедиться в отсутствии осевого люфта и углового смещения лопастей относительно втулки; убедиться в надежности крепления винта на носке вала двигателя; ВНИМАНИЕ: Лопасти с большими и глубокими повреждениями покрытия к эксплуатации не допускаются.
Осмотреть капот: открыть капот и осмотреть узлы крепления капота к кронштейнам фюзеляжа, осмотреть капоты, убедиться, что нет трещин, потертостей, ослабления заклепок и болтовых соединений; убедиться в чистоте, исправности и надежности крепления заборников и трубопроводов системы вентиляции кабины. Осмотреть соединения картера, фланцы агрегатов, заглушки и пробки на отсутствие следов течи бензина и масла. Течь устранить подтяжкой гаек и хомутов. 1.1.5.0смотреть цилиндры двигателя, убедиться в надежности и герметичности соединений.
ВНИМАНИЕ: Затяжку гаек крепления агрегатов, резьбовых соединений и затяжку свечей проверять на остывшем двигателе.
Проверить от руки и выборочно с помощью ключа затяжку свечей.
Осмотреть выхлопной коллектор и убедиться, что нет трещин, прогаров, следов выбивания выхлопных газов через уплотнения и следов перегрева. Убедиться, что нет подтекания масла из-под крышек головок цилиндров. Проверить крепление двигателя к моторной раме, моторной рамы к фюзеляжу и состояние амортизаторов крепления двигателя к моторной раме. Растрескивание резины не допускается. Осмотреть кольцо и подкосы моторной рамы, убедиться, что нет коррозии, трещин и деформаций.
Проверить состояние гибких шлангов и трубопроводов топливной системы, контровку их гаек, крепление. Убедиться, что нет потертостей, следов негерметичности и касания о другие агрегаты.
Проверить состояние и крепление бензонасоса к двигателю.
Проверить крепление агрегатов к шпангоуту №1.
Проверить крепление распределителя зажигания к двигателю, проводников к катушке и свечам, состояние экранировки системы зажигания. Проверить все места соприкосновения проводников с деталями двигателя и агрегатами, обратив внимание на обязательное наличие зазоров между проводниками зажигания и двигателем.
Убедиться в исправности тросов управления двигателем, надежности крепления к рычагам агрегатов.
Осмотреть двигатель, суфлирующие и дренажные трубопроводы: проверить герметичность соединений трубопроводов и агрегатов (по отсутствию течи), обратив особое внимание на места заделки гибких шлангов и на чистоту отверстий дренажного трубопровода. Проверить исправность электрической цепи датчика сигнализаторов.
Проверить исправность воздушных фильтров, чистоту и надежность крепления. Загрязненный фильтр заменить.
Осмотреть переднюю часть фюзеляжа. Убедиться в отсутствии повреждений обшивки, в исправности и плотности прилегания крышек люков и герметичности сливного клапана топливной системы.
Осмотреть главные опоры шасси: проверить внешнее состояние колес, их тормозных устройств и авиашин; по меткам на авиашине и реборде колеса проверить, не повернулась ли авиашина относительно реборды; проверить зарядку воздухом авиашин; проверить состояние и крепление тросов тормозной системы к стойкам ног; проверить состояние рессор, трещин, надежности сочленений деталей и агрегатов.
Осмотреть правое крыло, закрылок и элерон: убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания топлива по обшивке и в плотности прилегания зализов и крышек люков, в чистоте дренажа топливных баков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка; проверить состояние заливной горловины топливного бака.
Осмотреть хвостовую часть фюзеляжа и оперение: убедиться, что нет повреждений обшивки; убедиться в исправности узлов навески рулей; убедиться, что нет посторонних предметов в фюзеляже; осмотреть тросовую проводку, проверить надежность контровки тендеров, заделки и крепления к качалкам рулей тросов управления самолетом, убедиться, что нет потертостей тросов.
Осмотреть фонарь самолета, убедиться в чистоте, прозрачности, надежности крепления и целости остекления.
Убедиться в полноте и легкости отклонения ручек управления и педалей. Убедиться, что рули, элероны и триммер руля высоты свободно (без стука и заеданий) и полностью отклоняются в нужном направлении, и в управлении нет люфтов, превышающих допустимые.
Проверить выпуск и уборку закрылков.
Убедиться в надежности в исправности привязных ремней и их крепления.
Осмотреть рычаг управления двигателем: убедиться в отсутствии заеданий и посторонних шумов при работе рычагом управления во всем диапазоне перемещений; убедиться в соответствии крайних положений рычага в кабине крайним.положениям рычагов на карбюраторах и управляемых заслонках.
ВНИМАНИЕ: Проверку полного открытия и закрытия дроссельных заслонок карбюраторов производить при закрытом топливном кране,
Осмотреть левое крыло, закрылок и элерон: убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания топлива и в плотности прилегания зализов и крышек люков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка; убедиться в чистоте входных отверстий ПВД;
После устранения всех неисправностей по замечаниям летчика и, выявленных осмотром, убедиться, что: все выключатели, переключатели и автоматы защиты сети выключены; электропитания бортовой сети находятся в положении ВЫКЛ. (самолет обесточен); кабина чистая и не имеет посторонних предметов.
Закрыть капот, фонарь кабины, все лючки самолета. Выполнить заключительные работы (уборку инструмента, наземного оборудования, зачехление самолета) и т.д.

ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА

Расчехлить самолет, снять (вынуть) заглушки и расшвартовать самолет. Убедиться, что под колеса шасси установлены упорные колодки, трос заземления касается земли (бетона).
При необходимости удалить пыль, снег, лед и иней: с поверхности самолета, остекления фонаря, наружной антенны; с узлов управления и навески рулей, закрылков, элеронов.
Осмотреть воздушный винт и убедиться в его исправности.
Осмотреть капот двигателя: открыть капот и осмотреть узлы крепления капота к фюзеляжу; убедиться в чистоте заборников системы вентиляции кабин
Осмотреть двигательную установку и убедиться в исправности и надежности
крепления двигателя, рамы и выхлопного коллектора, в исправности топливных,
масляных трубопроводов и шлангов.
Убедиться в исправности крепления тяг управления агрегатами двигателя,
соединения тяг с рычагами управления.
Осмотреть переднюю часть фюзеляжа убедиться в отсутствии повреждений и в
герметичности сливного клапана топливной системы (по отсутствию течи)
Осмотреть главные стойки шасси: проверять внешнее состояние колес и авиашин; убедиться в отсутствии дефектов рессор; убедиться в исправности и надежности крепления тросов тормозных устройств колес; по обжатию проверить зарядку воздухом авиашин колес.
Осмотреть правое крыло закрылок и элерон: убедиться в отсутствии повреждений обшивки, подтекания топлива по обшивке и в надежности закрытия крышек люков;
убедиться в исправности соединения тяги управления с кронштейном на элероне и
узлов навески элерона; убедиться в исправности узлов навески закрылка.
Осмотреть хвостовую часть фюзеляжа и оперение: убедиться в отсутствии повреждений обшивки; убедиться в исправности узлов навески рулей.
Убедиться в исправности закрылков.
Осмотреть фонарь самолета. Убедиться в чистоте и целости остекления.
Убедиться в полноте и легкости отклонения ручек управления и педалей. Убедиться, что элероны, рули и триммер руля высоты свободно (без стука и заеданий) и полностью отклоняются в нужном направлении и нет люфтов, превышающих допустимые.
Проверить выпуск и уборку закрылков.
Проверить напряжение бортовой аккумуляторной батареи
Проверить управление двигателем убедиться, что во воем диапазоне перемещения рычагов нет заеданий в проводках управления.
ВНИМАНИЕ: Проверку полного открытия и закрытия дроссельной заслонки карбюратора производить при закрытом пожарном кране. Проверить управления пожарным краном.
Убедиться в исправности привязных ремней и их крепления.
Проверить заправку самолета топливом и маслом
Заправка самолета топливом и маслом должна соответствовать полетному заданию. При необходимости произвести дозаправку.
Убедиться, что в кабине: автоматы защиты сети, выключатели и переключатели на приборной доске и пульте находятся в выключенном положении; топливный кран закрыт;
посторонние предметы отсутствуют.
Осмотреть левое крыло закрылок и элерон: убедиться в отсутствии повреждении обшивки, подтекания топлива и в надежности закрытия крышки бака; убедиться в исправности соединения тяги управления с кронштейном на элероне и узлов навески элерона; убедиться в исправности узлов навески закрылка; убедиться в чистоте входных отверстий ПВД.
Слить 0,2-0,Зл топлива из расходного бака и убедиться, что в слитом топливе нет воды, кристаллов льда и механических примесей.
ВНИМАНИЕ: В случае обнаружения в слитом топливе свободной воды, кристаллов льда, механических примесей сливать отстой до тех пор, пока сливаемое топливо не будет чистым. Если при дополнительном сливе загрязнение топлива устранить не удается, его необходимо слить полностью, топливные баки промыть и заправить кондиционным топливом.
Закрыть капот, крышки люков и двери, закрыть и законтрить все сливные краны.
Подготовить двигатель к запуску. Запустить и опробовать двигатель в соответствии с РЛЭ.
После опробования двигателя убедиться в отсутствии подтекания масла и топлива.

ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА К ПОВТОРНОМУ ПОЛЁТУ

Заправить самолет топливом и маслом согласно полетному заданию и через 5-10
минут слить отстой топлива.
При необходимости очистить планер, капот двигателя, воздушный винт,
остекление фонаря и шасси от грязи (снега, льда).
Внешним осмотром капота двигателя, воздушного винта, фонаря, фюзеляжа,
крыла, закрылков, элеронов и хвостового оперения убедиться:
-в отсутствии остаточных деформаций силового набора, вмятин и пробоин обшивки.
-в надежности закрытия замков крышек люков и капота;
-в легкости хода сдвижной части фонаря и исправности замков;
-в отсутствии повреждений узлов навески элеронов, рулей и закрылков;
-в чистоте отверстий дренажей топливной и масляной систем;
-в чистоте входных отверстий приемника воздушных давлений;
-в отсутствии повреждений и загрязнений остекления кабины;
-в отсутствии течи топлива и масла из-под капота двигателя и по обшивке фюзеляжа и
крыла;
-в отсутствии повреждений лопастей воздушного винта, в надежности крепления
лопастей во втулке и самого воздушного винта на валу двигателя.
Проверить положение рычагов, выключателей, автоматов защиты в кабине и
убедиться в отсутствии посторонних предметов.
Осмотреть шасси:
-убедиться по обжатию в нормальной зарядке авиашин колес;
-убедиться в отсутствии повреждений авиашин, проворачивания их относительно
реборд (по меткам); убедиться в исправности контровок гаек крепления колес
Выполнить заключительные работы: закрытие люков, контровку сливного крана,
уборку инструмента и наземного оборудования.

ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Принять самолет на стоянку. При работе двигателя на малом газе убедиться в отсутствии посторонних шумов. После останова двигателя установить под колеса главного шасси упорные колодки, убедиться, что нет перегрева колес. Надеть чехол на трубку приемника воздушных давлений (ПВД). Убедиться в том, что аккумулятор выключен.
Получить сведения от экипажа о всех недостатках в работе самолета, двигателя, оборудования и записать их в журнал подготовки самолета.
Если в полете были замечены неисправности, установить причину неисправности и устранить ее.
Очистить от пыли, грязи (льда) фюзеляж, остекление фонаря, крыло, хвостовое оперение, капот двигателя, воздушный винт, колеса, стойки, заборник воздуха, двигатель и его агрегаты.
Заправить самолет бензином, маслом.
Открыть капот двигателя.
Осмотреть воздушный винт. Проверить состояние лопастей воздушного винта, отсутствие осевого люфта и углового смещения лопастей надежность крепления воздушного винта на носке вала, состояние всех резьбовых, болтовых соединений винта и их контровок.
ВНИМАНИЕ: Лопасти с большими и глубокими повреждениями покрытия к эксплуатации не допускаются.
Осмотреть капот: осмотреть узлы крепления капота к кронштейнам моторамы; осмотреть крышки капота, убедиться, что нет трещин, потертостей, ослабления заклепок и болтовых соединений; убедиться в чистоте, исправности и надежности крепления заборников и трубопроводов системы вентиляции кабины.
Осмотреть соединения картера и агрегатов с двигателем на отсутствие следов течи бензина и масла.
Осмотреть цилиндры двигателя, убедиться в надежности крепления, герметичности соединения, что нет следов перегрева.
Проверить надежность крепления свечей в головках цилиндров,
Осмотреть выхлопной коллектор и калорифер обогрева кабины. Убедиться в надежности крепления коллектора к цилиндрам двигателя и, что нет следов выбивания выхлопных газов через уплотнения.
Осмотреть картер двигателя, убедиться в надежности крепления двигателя к раме и рамы к фюзеляжу. Осмотреть подкосы моторной рамы.
Осмотреть состояние гибких шлангов и трубопроводов топливной системы, их крепление. Убедиться, что нет потертостей, касания о другие агрегаты и следов не герметичности.
Проверить состояние и крепление бензонасоса к двигателю.
Проверить крепление агрегатов к 1-му шпангоуту.
Проверить крепление распредилитяля зажигания к двигателю, состояние экранировки системы зажигания, крепление проводников к катушке и свечам. Убедиться в надежности отбортовки проводников и что проводники не касаются двигателя.
Осмотреть троса управления двигателем. Убедиться в их исправности и надежности крепления к рычагам карбюраторов.
Осмотреть суфлирующие трубопроводы винтеляции картера: проверить чистоту отверстий дренажного трубопровода.
Осмотреть переднюю часть фюзеляжа. Убедиться в отсутствии повреждений обшивки, в плотности прилегания крышек люков и в герметичности сливного клапана топливной системы.
Осмотреть рессоры шасси: проверить внешнее состояние колес, их тормозных устройств и авиашин; по меткам на авиашине и реборде колеса проверить, не повернулась ли авиашина относительно реборды; по обжатию проверить зарядку воздухом авиашин колес
проверить состояние и крепление тросов тормозной системы.
Осмотреть правое крыло, закрылок и элерон:
убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания
топлива по обшивке и в плотности прилегания зализов и крышек люков, в
чистоте дренажа топливных баков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка.
Осмотреть хвостовую часть фюзеляжа и оперение: убедиться в отсутствии повреждении обшивки; убедиться в исправности узлов навески рулей.
Осмотреть фонарь самолета, убедиться в чистоте, надежности крепления и целости остекления.
Убедиться в полноте и легкости отклонения ручек управления, педалей, элеронов и триммера руля высоты.
Осмотреть рычаги управления двигателем, убедиться в отсутствии заедании и посторонних шумов при работе рычагом управления во всем-диапазоне перемещений, убедиться в соответствии крайних положений рычагов в кабинах крайним положениям рычагов на агрегатах и управляемых заслонках.
ВНИМАНИЕ: Проверку полного открытия и закрытия дроссельной заслонки карбюраторов производить при закрытом пожарном кране.
Убедиться в надежности крепления кресел к фюзеляжу, в исправности привязных ремней и их креплений.
Осмотреть левую консоль крыла, закрылок и элерон: убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания топлива и в плотности прилегания зализов и крышек люков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка; убедиться в чистоте входных отверстий ПВД.
После устранения неисправностей по замечаниям летчика, результатам послеполетного осмотра и выполнения связанных с этим проверочных работ убедиться, что: все выключатели, переключатели и автоматы защиты выключены; кабина чистая и не имеет посторонних предметов.
Закрыть капот, крышки люков и фонарь кабины.
Наружным осмотром еще раз убедиться, что обшивка самолета не имеет повреждений, триммер руля высоты находится в нейтральном положении, закрылки убраны, упорные колодки надежно установлены под колеса главных ног шасси, трос заземления касается земли (бетона), самолет надежно пришвартован.
Выполнить заключительные работы (уборку инструмента, наземного оборудования, установку струбцин на рули и элероны, зачехление и т.д.), запломбировать самолет.

⦁ Календарное ТО

Выполняется каждые полгода весной и осенью.
ВНИМАНИЕ: При осмотре узлов навески элеронов и закрылков, РН, РВ, шарнирных соединений тяг и качалок, роликов, тросов произвести провести промывку узлов уайт-спиритом и смазку (графитно-молибденовой смазкой).
Расчехлить самолет, открыть крышки люков, необходимых для осмотра, убедиться, все выключатели и автоматы защиты сети, и электропитания бортовой сети выключены, Осмотреть воздушный винт: убедиться в исправности лопастей, их крепления, в отсутствии механических повреждений. Покрытие лопастей должно быть гладким и ровным; убедиться в отсутствии осевого люфта и углового смещения лопастей относительно втулки; убедиться в надежности крепления винта на носке вала двигателя; ВНИМАНИЕ: Лопасти с большими и глубокими повреждениями покрытия к эксплуатации не допускаются.
Осмотреть капот: открыть капот и осмотреть узлы крепления капота к кронштейнам фюзеляжа, осмотреть капоты, убедиться, что нет трещин, потертостей, ослабления заклепок и болтовых соединений; убедиться в чистоте, исправности и надежности крепления заборников и трубопроводов системы вентиляции кабины. Осмотреть соединения картера, фланцы агрегатов, заглушки и пробки на отсутствие следов течи бензина и масла. Течь устранить подтяжкой гаек и хомутов. 1.1.5.0смотреть цилиндры двигателя, убедиться в надежности и герметичности соединений.
ВНИМАНИЕ: Затяжку гаек крепления агрегатов, резьбовых соединений и затяжку свечей проверять на остывшем двигателе.
Проверить от руки и выборочно с помощью ключа затяжку свечей.
Осмотреть выхлопной коллектор и убедиться, что нет трещин, прогаров, следов выбивания выхлопных газов через уплотнения и следов перегрева. Убедиться, что нет подтекания масла из-под крышек головок цилиндров. Проверить крепление двигателя к моторной раме, моторной рамы к фюзеляжу и состояние амортизаторов крепления двигателя к моторной раме. Растрескивание резины не допускается. Осмотреть кольцо и подкосы моторной рамы, убедиться, что нет коррозии, трещин и деформаций.
Проверить состояние гибких шлангов и трубопроводов топливной системы, контровку их гаек, крепление. Убедиться, что нет потертостей, следов не герметичности и касания о другие агрегаты.
Проверить состояние и крепление бензонасоса к двигателю.
Проверить крепление агрегатов к шпангоуту №1.
Проверить крепление распределителя зажигания к двигателю, проводников к катушке и свечам, состояние экранировки системы зажигания. Проверить все места соприкосновения проводников с деталями двигателя и агрегатами, обратив внимание на обязательное наличие зазоров между проводниками зажигания и двигателем.
Убедиться в исправности тросов управления двигателем, надежности крепления к рычагам агрегатов.
Осмотреть двигатель, суфлирующие и дренажные трубопроводы: проверить герметичность соединений трубопроводов и агрегатов (по отсутствию течи), обратив особое внимание на места заделки гибких шлангов и на чистоту отверстий дренажного трубопровода. Проверить исправность электрической цепи датчика сигнализаторов.
Проверить исправность воздушных фильтров, чистоту и надежность крепления. Загрязненный фильтр заменить.
Осмотреть переднюю часть фюзеляжа. Убедиться в отсутствии повреждений обшивки, в исправности и плотности прилегания крышек люков и герметичности сливного клапана топливной системы.
Осмотреть главные опоры шасси: проверить внешнее состояние колес, их тормозных устройств и авиашин; по меткам на авиашине и реборде колеса проверить, не повернулась ли авиашина относительно реборды; проверить зарядку воздухом авиашин; проверить состояние и крепление тросов тормозной системы к стойкам ног; проверить состояние рессор, трещин, надежности сочленений деталей и агрегатов.
Осмотреть правое крыло, закрылок и элерон: убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания топлива по обшивке и в плотности прилегания зализов и крышек люков, в чистоте дренажа топливных баков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка; проверить состояние заливной горловины топливного бака.
Осмотреть хвостовую часть фюзеляжа и оперение: убедиться, что нет повреждений обшивки; убедиться в исправности узлов навески рулей; убедиться, что нет посторонних предметов в фюзеляже; осмотреть тросовую проводку, проверить надежность контровки тендеров, заделки и крепления к качалкам рулей тросов управления самолетом, убедиться, что нет потертостей тросов.
Осмотреть фонарь самолета, убедиться в чистоте, прозрачности, надежности крепления и целости остекления.
Убедиться в полноте и легкости отклонения ручек управления и педалей. Убедиться, что рули, элероны и триммер руля высоты свободно (без стука и заеданий) и полностью отклоняются в нужном направлении, и в управлении нет люфтов, превышающих допустимые.
Проверить выпуск и уборку закрылков.
Убедиться в надежности в исправности привязных ремней и их крепления.
Осмотреть рычаг управления двигателем: убедиться в отсутствии заеданий и посторонних шумов при работе рычагом управления во всем диапазоне перемещений; убедиться в соответствии крайних положений рычага в кабине крайним.положениям рычагов на карбюраторах и управляемых заслонках.
ВНИМАНИЕ: Проверку полного открытия и закрытия дроссельных заслонок карбюраторов производить при закрытом топливном кране,
Осмотреть левое крыло, закрылок и элерон: убедиться в отсутствии остаточных деформаций, повреждений обшивки, подтекания топлива и в плотности прилегания зализов и крышек люков; убедиться в исправности узлов навески элерона и соединения тяги управления с кронштейном на элероне; убедиться в исправности узлов навески закрылка; убедиться в чистоте входных отверстий ПВД;
После устранения всех неисправностей по замечаниям летчика и, выявленных осмотром, убедиться, что: все выключатели, переключатели и автоматы защиты сети выключены; электропитания бортовой сети находятся в положении ВЫКЛ. (самолет обесточен); кабина чистая и не имеет посторонних предметов.
Закрыть капот, фонарь кабины, все лючки самолета. Выполнить заключительные работы (уборку инструмента, наземного оборудования, зачехление самолета) и т.д.

⦁ ТО при хранении
При временных перерывах в полётах самолёт устанавливается на хранение в ангар или на открытой стоянке (площадке).
При хранении необходимо обеспечить полную сохранность самолёта, его агрегатов и оборудования, Топливная система, а также системы охлаждения и маслосистемы заправляется полностью (если они исправны). Место открытой стоянки должно быть заранее подготовлено (очищено) и в процессе хранения поддерживаться в нормальном состоянии. Независимо от срока хранения на самолёте, двигателе и воздушном винте должны быть установлены чехлы. Снег и лед с чехлов удаляемся сразу же после прекращения снегопада, обледенения, мокрые чехлы просушиваются.
При хранении самолёта периодически проверяются исправность и состояние чехлов, зарядку шин (по обжатию), а также выполняются работы предусмотренные при послеполетной подготовке.
⦁ РУКОВОДСТВО ПО ЗАГРУЗКЕ И ЦЕНТРОВКЕ

⦁ Общие сведения
Руководство по загрузке и центровке РЗЦ самолета составлено на основе результатов АКТА практического взвешивания.
Требования и указания настоящего РЗЦ обязательны для всего технического и летного состава при летной и технической эксплуатации.
ВНИМАНИЕ: ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ РЗЦ ЗАПРЕЩЕНЫ.
ВЫПУСК В ПОЛЕТ САМОЛЕТА БЕЗ ПРОВЕРКИ ЗАГРУЗКИ И ЦЕНТРОВКИ ЗАПРЕЩЕН.
⦁ Центровка и загрузка

Перед выполнением полета летчик обязан определить значение взлетной массы и статического момента самолета. Диапазон допустимых эксплуатационных центровок самолета на взлете, в полете и на посадке:
-предельно передняя центровка……..22 %САХ,
-предельно задняя центровка………..28%САХ
Расчет масс и моментов самолета
Определяем массу и статический момент самолета для различных вариантов взлетного веса и загрузки.
Значение массы и положение центра масс самолета берутся из формуляра самолета по результатам последнего взвешивания. Масса пустого самолета 450 кг включает в себя не вырабатываемый остаток топлива 1 кг и заправленные в двигатель масло и охлаждающую жидкость.
Плечи (расстояния от базовой плоскости до центра масс) для пилота, пассажиров, багажа и грузов принимаются такими же, как приведены в примере расчета таблиц.
Масса пилота, пассажира, багажа и грузов задается максимально близкой к их фактической массе. Допускается принимать массу летчика и пассажира по 77 кг.
Максимальная заправка самолета-62 кг (80л), при полной заправке разрешается эксплуатировать самолет Ф-007, если суммарный вес пилота и пассажира не превышает 193кг + 15кг багажа, минимальный вес пилота не ограничен, количество топлива определяется в задании на полет.
Загрузка с максимально задней центровкой – два пилота 193кг и полные баки топлива 62 кг и в багажнике груз 15 кг, расчетная центровка – 26,2 %.
Загрузка с максимально передней центровкой – один пилот 76кг, топлива максимальная заправка 62 кг, расчетная центровка – 24,5%
Вывод: при расчете массы и центровки основной упор делать на взвешивание багажа, вес багажа в багажном отсеке не должен превышать 15кг, тогда центровка самолета сохраняется в эксплуатационных пределах.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Полет с массой и центровкой, выходящими за допустимый диапазон.
Багажный отсек: предназначен для перевозки багажа пассажиров и грузов, расположен за креслами пилота и пассажира, представляет собой отсек, закрываемый спинкой заднего сидения.
ВНИМАНИЕ: МАССА БАГАЖА ИЛИ ГРУЗА РАЗМЕЩАЕМОГО В БАГАЖНОМ ОТСЕКЕ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 30 КГ
Отсек ограничивается сзади и с боков панелями, крепящимися к каркасу отсека винтами. Полка отсека образована стеклопластиковой панелью.
Крепление багажа или груза в багажном отсеке осуществляется либо с помощью багажной сетки, либо ремнями или резиновыми жгутами.
№ п/п Варианты загрузки ЕЭВС Показания весов под основными опорами Показания весов под ногсовой опорой Общий вес самолёта Центровка
Gш (кг) Gк (кг) G (кг) Хц.т. (% Вэкв)
1 Пустой (без пилотов и топлива) 380 кг 70 кг 450 кг 24,5%
2 В кабине пилот 76 кг, топливо полный бак 62 кг 504 кг 84 кг 588 кг 25,1%
3 В кабине два пилота общий вес 193 кг, топливо полный бак 62 кг+ 15кг багаж. 622 кг 98 кг 720 кг 26.2%

⦁ КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ
⦁ Консервация, установка на подъемники, разборка самолета
Консервации самолета осуществляется с целью его предохранения от коррозии стальных деталей самолета в период хранения и заключается в смазке металлических узлов рессор шасси, хвостовой рессоры техническим вазелином, а также шарнирных соединений.
Консервация двигателя производится в соответствии с разделом 2.1.8. Консервация выполняется, если предполагается хранение самолёта в течение 30 суток и более. Запись и консервации производится в формуляре самолёта.
Установка самолёта на опоры выполняется при:
— нивелировке самолёта;
— при снятии и установке основных колёс шасси.
Опорами могут служить любые подручные средства: деревянные подставки, автомобильные винтовые домкраты и т.п. Специальные опоры или подъёмники к самолёту не придаются.
Для установки самолёта на опоры следует использовать ровную горизонтальную площадку (без уклона), для нивелировки – с асфальтовым или бетонным покрытием.
Установка самолёта для нивелировки, ремонта и обслуживания осуществляется на 2 опоры, одна из которых ставятся нижние узлы навески моторамы, вторая – под фюзеляжную балку. Установка самолёта для демонтажа и монтажа носового колеса или лыжи производится подъёмом носовой части и установкой её на любую доступную подставку.
ВНИМАНИЕ: Установка самолёта на опоры при скорости ветра более 8м/сек ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Перемещение самолёта при установке его на опоры выполняется вручную. Фиксация планера самолёта, установленного на опорах, от перемещений производится с использованием упорных колодок под колёсами основных опор шасси.
⦁ Разборка и сборка самолета
Инструмент, необходимый для разборки и сборки самолёта:
⦁ набор гаечных ключей;
⦁ нож;
⦁ молоток;
⦁ кусачки;
⦁ рулетка;
⦁ динамометрический ключ;
⦁ ножницы;
⦁ набор отвёрток;
⦁ плоскогубцы;
⦁ бородок;
⦁ тензометр;
⦁ вороток под отверстия.
Подготовка самолёта к разборке осуществляется следующим образом:
Слить топливо из топливной системы и охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Снять воздушный винт. Винт упаковать, стыковой крепёж винта обернуть в парафинированную бумагу и закрепить на подушке сиденья пилота. Закрепить ручку управления самолётом, привязав её киперной лентой к сиденью пилота в крайнем положении «на себя» и вправо или влево. Скрепить между собой свободные концы ремней привязной системы замком и закрепить на подушке сиденья пилота.
Отстыковать консоли крыла:
a). На свободные концы трубопроводов и тросов(тяг управления) надеть полиэтиленовые пакеты, трубопровод в бухту и закрепить контровочной проволокой. Болты крепления установить на место в узлы на крыльях и закрепить гайкой (каждый снятый болт становится в том же положении и на свой узел).
b). Тяги управления элеронами прикрепить киперной лентой к фюзеляжу, стыковой крепёж установить на места.
c). Упаковать консоли крыла или уложить их на соответствующие ложементы, имеющие мягкую войлочную (поролоновую) обивку мест касания крыла для исключения повреждений обшивки крыла при транспортировке.
6. Снять рули высоты и руль направления, вложить их в технологический полиэтиленовый пакет. Стыковой крепёж установить наместо.
Самолёт может транспортироваться железнодорожным или морским транспортом в стандартных контейнерах размером не менее 6950х2320х2320мм.
Самолёт может транспортироваться автомобильным транспортом в трейлере размером не менее 500х2460х2420мм. При транспортировке автомобильным транспортом скорость транспортировки загруженного контейнера по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием должна быть не более 70км/час, по грунтовым дорогам – не более 15км/час.
Скорость транспортировки самолёта на автомобильном транспорте определяется состоянием дорог. На хорошей (без выбоин) асфальтированной дороге скорость транспортировки не должна превышать 70км/час. При транспортировке самолёта в бесконтейнерном варианте необходимо обеспечить фиксацию самолёта и его частей от возможных перемещений.
Во избежание повреждений элементов конструкции, изготовленных из алюминиевых сплавов ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение для швартовки самолёта стальной проволоки.
Сборка ВС производится в обратном порядке.

⦁ БЫТОВОЕ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
⦁ Авиационный радиомаяк (АРМ)

Авиационный радиомаяк KANNAD 406AF COMPACT
Активация маяка происходит либо через датчик перегрузки, либо вручную. Включение вручную возможно на маяке (переключатель в положение ON) или на пульте кнопкой. Дистанционный пульт работает только при положении переключателя на маяке «ARM»

АРМ установлен в кабине под приборной доской, антенна находится под носовым обтекателем самолета. АРМ предназначен для быстрого обнаружения самолета при аварийной посадке. Переключатель управления АРМ установлен на приборной доске. Перед полетом поставить переключатель на блоке в положение «АРМ».
Необходимо выполнять ТЕСТ 1 раз в месяц. ТЕСТ выполняется только с подключенной антенной!
Процедура:
⦁ Проверить правильность подключения антенны;
⦁ Переключатель на блоке АРМ из положения «OFF» в положение «АРМ» и переключатель на приборной доске из положения «RESET» в положение «АРМ».
⦁ Включится зуммер в процессе теста.
⦁ Через несколько секунд светодиод выдаст следующие показания:
Одно длительное загорание светодиода подтверждает, что система работоспособна.
Серия коротких вспышек означает не пройденный тест.
⦁ 3+1 малое напряжение батареи;
⦁ 3+2 недостаточная выходная мощность передатчика;
⦁ 3+3 неточная частота передатчика;
⦁ 3+4 отсутствие прошивки АРМ.
После проверки поставьте переключатель в положение «OFF».

⦁ Бытовое оборудование самолета

⦁ Кресла пилота и пассажира
В кабине самолета установлено общее кресло. Привязные ремни имеют ручную регулировку по длине и ручную фиксацию. Кресло состоит из сиденья и спинки, выполненных из стеклопластика. Привязная система авиационного типа состоит из трех ремней поясного и плечевых, соединяющихся в пряжке. Ремни авиационные четырех точечного крепления. Отсоединение ремня производится нажатием фиксатора на замке.
⦁ Панель отделки кабины
Панель отделки кабины состоит из панели потолка, задней полки и боковых панелей. Потолок кабины и задняя полка оклеены тканью «Селена», а боковые панели изготовлены из винил кожи.

⦁ Бортовой аварийный запас
В комплект входят:
⦁ аптечка медицинская;
⦁ огнетушитель
Медицинская аптечка предназначена для оказания первой медицинской помощи при внезапных заболеваниях и травмах пилота и пассажира в случае аварийного приземления. Аптечка расположена в легкодоступном месте– в специальном кармане за креслом члена экипажа.
Огнетушитель порошкового типа (не создающий опасной концентрации вредных веществ в замкнутом пространстве) расположен в кабине пилота в легкодоступном месте в специальном кармане за креслом члена экипажа.